В программе последних Рождественских чтений, если я все верно понял,
значится доклад о. Гармаева о принципах организации воскресной школы
для детей. Создается такое впечатление, что о. Гармаеву нипочем
те серьезные обвинения, которые выставлены против него Александром
Дворкиным, и еще рядом уважаемых священников. "Как с гуся вода",
как говорят в таких случаях.
Ну что же, наверное, пришла пора начать гласную полемику по поводу
училища Гармаева – дабы прекратить, наконец, поток поступающих в
это заведение. Пишущий эти строки несколько лет проработал в Волгоградской
епархии, и хотел бы рассказать здесь о том, о чем о. Анатолий смиренно
умалчивает на страницах своих писаний. Сказанное ниже заимствовано
мною из рассказов бывших студентов гармаевского училища. Я не хотел
бы ни на кого возводить здесь клевету – но тревожные факты требуют
самой тщательной проверки – ибо речь идет о детях, идущих ко Христу
– точнее, о том, в каких условиях они оказываются с легкой руки
христианского педагога.
Начнем с того, что в его "духовной школе" Гармаевым были
введены жесточайшие дисциплинарные меры, введено особое деление
учащихся на разряды (ученики, трудники – и подобные), подчас находящиеся
в иерархическом подчинении – введена система телесных наказаний,
а также – наказаний постом. За провинности, или неуспехи в учебе,
человека могли лишить еды на несколько дней, или вообще посадить
на стакан чая в день, а также – лишать сна.
После подробных бесед со вновь поступающими, Гармаев консультировал
верных ему людей (обычно учащихся старших курсов), и давал рекомендации,
как следует вести себя со вновь прибывшими. В чем здесь был смысл?
В том, чтобы поставить нового человека в тяжелейшие для него условия жизни, всячески усугубить те моменты его жизни,
которые особенно сильно его мучили. Скажем, если человек склонен
к уединению, то ЕГО СЛЕДУЕТ ВСЯЧЕСКИ ЛИШАТЬ УЕДИНЕНИЯ. Если человек
вспыльчив, то его следует всячески провоцировать на драки, скандалы,
оскорблять и унижать – и делать это до тех пор, пока Гармаев на
даст "отбой" – видя, очевидно, надлежащую меру смирения
истязаемого.
Многие просто сбегали из данного училища, не выдерживая этих многомесячных
пыток. Системы телесных наказаний отличались разнообразием – кроме
классических телесных наказаний, практиковалась, например, "уточка"
(термин гармаевцев) – учеников (и женщин в том числе) заставляли
"для смирения" ходит гусиным шагом вверх-вниз по лестнице.
Особенно часто "уточка" практиковалась в случае проблем
с учебой – получил "тройку" – пройди гусиным шагом по
лестнице 3 раза – и т. д.
Грамаев разрушил массу будущих супружеских пар – разлучать влюбленных,
«переблагословлять» браки – было для него любимым занятием.
Смиренный Гармаев далее придумал теорию, согласно которой зачатие
ребенка должно происходить в какое-то определенное время после вступления
супругов в брак – разумеется, по благословению о. Анатолия. Таким
образом, супруги брали у "аскета" Гармаева (сам он – бездетный)
благословения на зачатия (!) детей. И все это мне рассказывали те,
кто сбежал от Гармаева, не выдержал этой системы нравственных и
физических издевательств, стилизованной под православную педагогику.
Хорошо было бы поинтересоваться у г-на Гармаева, сколько человек
ежегодно попадают от него в психиатрические клиники, нет ли среди
них тех, кто заболел "на голову" особенно тяжело... Я пока умолчу
об этом.
Несколько раз все гармаевское училище переезжало за город в какие-то
лагеря – в ожидании скорого Конца Света, который предсказывал о.
Анатолий – последняя подобная поездка состоялась в июле – августе
позапрошлого года... Гармаевцев в епархии можно узнать сразу – все
как одинаковые. Первый признак – характерный тихий голос – и особенный,
вкрадчивый взгляд, чем-то они напоминают кришнаитов ... Я видел
многих гармаевцев, в своем большинстве – зрелище тяжелое – люди
до самозабвения преданные "вождю", совершенно несамостоятельные
при этом...
Поскольку вся эта аскетическая практика завязана на постоянных,
подробных исповедях о. Анатолию – его чада от него зависят абсолютно,
не могут, простите, в туалет часто сходить без благословения о.
Анатолия.
Изменников, которые даже и раскаялись, он жестоко карает – просто
так Вы не попадете к нему "на прием", вообще, не подойдете,
и человек, в котором убиты последние следы человеческой самостоятельности,
испытывает невероятные мучения, лишившись "хозяина". Его
училище, кстати, не имеет никаких лицензий (насколько мне известно)
– и люди, убившие здесь по 5-6 лет
жизни, выходят, по-сути, "со справкой об окончании", не
принимаемой ни одной организацией в России.
О многих вещах сами гармаевцы умалчивают – как, впрочем, и сам
смиренный православный педагог: в его многотомных сочинениях. Например,
Вы нигде не найдете в них конкретных описаний того, по каким признакам
людей следует благословлять на брак – а также – на зачатие ребенка.
Видимо, Гармаев смиренно считает себя духовным, и следует здесь
зову своего сердца или внутреннего голоса...
Один из сотрудников волгоградской епархии – мужчина 40-45 лет,
сбежавший из училища Гармаева, в ответ на мои расспросы подтвердил
и истязания постом, и "уточки", и телесные наказания,
и систему нравственных издевательств, и абсолютную зависимость от
"гуру"... "Все это так, Евгений Владимирович".
Я тогда спросил его – "...существует ли какая-то тайная доктрина
у Гармаева". Он испугался, и промолчал. Я переспросил, сказал
– "ну чего Вы боитесь-то". "Я не могу этого Вам
сказать, Евгений Владимирович – в том числе и потому, что если я
что-то разглашу – слова о. Анатолия могут настигнуть меня".
Насколько смиренен сам о. Анатолий, прекрасно видно из его реакции
на резолюции Иринеевских чтений – как, очевидно, и положено христианину,
Гармаев написал многостраничные оправдания.
http://detovoditel.narod.ru/otvet.htm
http://www.light.orthodoxy.ru/alm/pr_sov/irinei.htm
Давайте посмотрим на оправдательные тексты о. Анатолия, который,
очевидно, не собирается прекращать своей плодотворной педагогической
деятельности
Гармаев заявляет:
"За последние четыре года вышло семь моих книг. Четыре из
них – лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями
в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной
работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве. Это
– “Этапы нравственного развития ребенка”, “Тихий разговор с совестью”,
“Обрести себя” и “Психопатический круг в семье”.
и в конце:
"первого дня Крещения все двадцать пять лет своей церковной
жизни, я был и остаюсь православным"
Итак, четыре из семи педагогических книг Гармаева – это "лекции,
прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность
моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе
и педагогом-организатором микрорайона в Москве", а воцерковился
Гармаев всего 25 лет назад. Таким образом, за первые 4-5 лет после
крещения он набрал педагогического материла ... аж на 4 книги...
И при этом его стаж ХРИСТИАНСКОГО педагога не составил и 5 лет!
В советское время педагогов с пятилетним стажем, называли «молодыми
специалистами», которые традиционно встают, когда профессор входит
в кабинет.
Из сказанного Гармаевым следует, что наш педагог не удосужился
закончить аспирантуру и получить степень кандидата наук перед началом
писания своих многостраничных педагогических сочинений. Конечно,
Гармаев во многом не согласен со светской педагогикой – но ведь
именно светская степень сделала бы его аргументацию существенно
более весомой – было бы ясно – человек знает предмет, который – прямо
или косвенно – критикует. Конечно, многие педагоги прошлого не имели
никаких ученых степеней, но ведь и «система подготовки кадров» в
их время была совершенно иной. Человек, получивший советское образование,
и дерзнувший фактически создать некую новую отрасль педагогического
знания, просто обязан показать, подтвердить, если хотите, собственную
высокую квалификацию в сфере педагогики светской – для этого и нужна
степень. Ссылки на какие-то «хорошие отношения» с сотрудником
Московского университета выглядят здесь абсурдом – разумеется, ничего
не говорящим о высокой педагогической квалификации о. Гармаева.
На иринеевских чтениях было справедливо указано, что христианский
педагог Гармаев почти не ссылается на Евангелие. Факт, конечно же,
отвратительный, никак, кстати, не освещенный в высокомерном ответе
о. Гармаева. Но зачем брать так далеко – посмотрите на чисто научную
сторону его трудов. Например, в «Обрести себя», речь идет о сложнейших
вопросах – например, об эмоциональных циклах в жизни человека –
дневном, недельном, месячном, годовом, десятилетнем... Но в соответствующих
местах книги ее текст, простите, «идет слоном» – то есть без единой
ссылки на какие-либо печатные научные труды. Возникает вопрос –
откуда Гармаев все это знает? Кто ему это открыл, рассказал? Откуда
он взял эти данные, эти детальные классификации, которые он приводит
без каких-либо ссылок?! Почему, например, такой-то «цикл» заканчивается
именно в 40-45 лет (а, скажем, не в 37-38) – и тогда же начинается
другой? Где положенная здесь статистика? Решительно то же самое
следует сказать фактически о каждом из параграфов этого объемистого
труда – и не только о
нем, но и обо всех остальных педагогических сочинениях нашего педагога
с десятилетнем стажем работы.
Любой научный (или «научно-практический») труд содержит в своей
конце обязательное приложение, именуемое «Списком литературы». Такой
список,помимо всего прочего, является очень хорошим показателем
смирения автора научного труда – ведь именно «Список литературы»
показывает степень проработки вопроса другими исследователями. Конечно,
тематика Гармаева относительно нова для современной России, хотя
и здесь, в России – помимо
о. Гармаева – есть хорошие и действительно смиренные христианские
педагоги, на опыт и труды которых следовало бы ссылаться, – но ведь
по самым скромным подсчетам число западных источников (например,
источников католических), на которые полагалось бы сослаться Гармаеву,
составило бы не одну сотню. Факт «решительного несогласия» с Западом,
равно как и неприятие католической духовности, не имеют никакого
отношения к делу – покажи, с чем именно ты не согласен, с кем именно
ты споришь, покажи, наконец, степень научной новизны своего исследования.
Почему оно, например, – не плагиат? Скажем, Гармаев фактически не
ссылается не только на современных ему коллег, не только на западных
авторов, но и на дореволюционных православных педагогов России –
а почему, спрашивается, он не умеет читать по-русски? Или его учение
о «смирении» мешает дать подобные ссылки? Вообще, из чтения трудов
смиренного педагога Гармаева создается такое впечатление, что во
всей вселенной – и во все века и времена – существует и существовал
только один христианский педагог – смиренный отец Гармаев – а все
остальные не заслуживают и самого упоминания о своей педагогической
деятельности.
Конечно, отвлеченно говоря, вполне можно допустить, что речь идет
о гениальном исследователе – самородке, который за эти 10 лет до
всего дошел своим умом, написал при этом 7 монографий со множеством
открытий, вообще, «отыскал всему начало» и «многое понял». Но по
меньшей мере с той же степенью вероятности можно допустить и более
простое и естественное объяснение – речь идет о высокомерном графомане
и научном проходимце, не владеющим самыми основами научно-педагогического
исследования, ни имеющего даже положенного здесь стажа светской
педагогической деятельности, который, уж не знаю, с чего именно,
смиренно решил, что он может вести детей в Царство Небесное, а также
– устраивать их земные судьбы, душевную, и личную жизнь.
Гармаев пишет, что им за эти годы подготовлены 30 священников,
несколько монахов и монахинь. Опять же, неясно включают ли в себя
эти 30 священников тех, кто был рукоположен из числа слушателей
катехизаторских курсов, а также – из числа студентов волгоградского
епархиального училища, от которого к середине 90-х отделилось сергиевское
училища самого о. Гармаева.
Далее, а о чем, собственно, говорит эта цифра? Училище для того
и создается, чтобы готовить кандидатов к рукоположению, решение
о котором принимается, естественно, не о. Гармаевым, а правящим
архиереем. Ну да – за 10 лет работы 30 человек рукоположили. Но
втрое больше рукоположили из студентов волгоградского епархиального
духовного училища – сотрудники
которого совсем не объясняют всему миру про «Психопатический круг
в семье», про то, как же именно следует «обретать себя».
Гармаев говорит, что духовник Свято-Пантелимонова монастыря на
Афоне "не нашел в нем ничего неправославного". Но из этого
следует только то, что наш духовный и педагогический писатель не
умеет исповедоваться – или же исповедуется лицемерно – неужели смиренный
монах мог одобрить практику "благословений на браки",
часто – помимо воли самих брачуюшихся, благословения времени зачатия
– и подобные вещи, творимые о. Гармаевым? Он что – старец духовный?
Живет в Боге? Скорее всего, Гармаев все это нагло скрыл на исповеди
у духовника Свято-Пантелимонова монастыря, которым теперь прикрывается.
Гармаев заявляет, что "Начертания христианского нравоучения"
св. Феофана Затворника – это настольная книга в его духовной школе.
Но неужели из нее он вычитал про "уточку" – и другие подобные
гадости, включая жестокий нравственный террор по отношению к ученикам?
Неужели Владыка Феофан учил этим издевательствам постами, учил за
какие-то "провинности" сажать учащегося – молодого светского
человека – на стакан чая в день, лишать его сна и покоя? Учил привязывать
к себе духовных чад как собачонок? Учил тому, что " в городах
нет спасения"?
Я считаю, что долг всех православных христиан поддержать инициативу
Александра Дворкина – и вывести на чистую воду ту возглавляемую
о. Гармаевым организацию, которая именует себя православным училищем.
Я не уверен в том, что Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман
– человек в высшей степени терпеливый и не склонный к резким решениям
– в курсе всего этого, но мне доподлинно известно, что Владыка не
раз благословлял уважаемых представителей духовенства епархии проводить
с о. Гармаевым профилактические беседы на предмет его возможно нетрадиционной
практики.
Евгений Мавродиев
Первоначальный файл с сайта iriney.vinchi.ru.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.09.2011.