. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Фомин А. Г. О духовных аспектах в работе практического психолога (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Фомин А. Г.

    О ДУХОВНЫХ АСПЕКТАХ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

     

    Почему люди обращаются за психологической помощью. Причин, безусловно, великое множество, но каждая из них отражает невозможность для человека справиться без посторонней помощи с возникшими в его жизни проблемами. Человек перестает быть хозяином своих мыслей, чувств, желаний и поступков. Он, говоря словами апостола Павла, «доброе, которое хочет не делает, а злое, которое не хочет, делает» (Рим.7:19). В чем же дело? Почему человек теряет возможность свободно распоряжаться своей, по крайней мере, внутренней жизнью? Большинство современных психологов укажут нам на бессознательное, которое, накапливая в себе вытесненные реакции, со временем начинает управлять состоянием и поведением человека. Человек расщепляется на две половины: светлую, руководимую собственным «Я», и темную, руководимую неведомым бессознательным, которое портит человеку жизнь во всех удобных случаях. О природе бессознательного высказывается множество предположений как теоретиками, так и практиками. Но постольку поскольку как только мы поймаем бессознательное, оно бессознательным быть перестает, а становится частью нашего сознания, мы в своих поисках обречены на вечное разочарование. Это как если бы мы искали источник тьмы, зажигая для удобства повсюду свет. Там где горит свет тьмы уже нет, но стоит отодвинуть источник света в сторону или вовсе потушить его, как тьма сгущается точно также, как и до начала поисков. Идея уничтожения бессознательного, высказанная Зигмундом Фрейдом, чтобы там где было «Оно», утвердилось «Я», также не реальна, как попытка уничтожить темноту в мире с помощью маленькой электростанции. С другой стороны, бессознательное для психологов вещь очень удобная. Там можно найти все что угодно: вытесненные воспоминания, архетипы, пренатальные матрицы. Каждая психологическая школа под аплодисменты своих почитателей подобно фокуснику достает из шляпы бессознательного все, что сочинит отец-основатель данной школы. Недаром пациенты, находящиеся на лечении у психоаналитика, начинают видеть фрейдистские сны, а у аналитического психолога – юнгианские. Тьма очень пластична, из нее можно лепить всё что душе угодно.

    Верующему человеку, также как и неверующему, приходится сталкиваться с тьмой бессознательного. Но смотрит он на нее принципиально по-другому. Верующий человек не стоит на позиции позитивизма, считая, что человеческий разум сам по себе может рассеять ту тьму, которая его окружает. Он обращается к более надежному источнику к Богу, который единственный не имеет в себе тьмы. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Человек обращается к Богу, потому что нельзя понять природу тьмы без Света. Разум человека не есть сам по себе свет, он лишь отражение Света. Душа человека, созданная по образу и подобию Божьему, также имеет способность воспринимать и отражать Истинный Свет, но сама создать Его не может.

    С позиции верующего человека тьма или бессознательное есть та часть внутреннего мира, в которой человек отделил себя от Бога, создав некий искусственный заслон, психологический тент. Под этим тентом человеку до некоторых пор удобно делать свои дела: Свет не мешает ему рисовать свои собственные картины и строить собственные планы. Если тень оказывается слишком глубокой, то человек ищет искусственные источники света, которыми могут стать наука, идеология, вера в идолов и магию, идеализация определенных людей. Будучи привязан к своим защитам, обеспечивающим необходимый комфорт в замкнутом пространстве, человек постепенно утрачивает способность жить на Свету. Психиатрам хорошо знакома такая форма психического расстройства как агорафобия – боязнь открытых пространств. Человек при этом расстройстве чувствует себя более или менее спокойно только в своей нише, а будучи извлеченным оттуда впадает в состояние жесточайшей тревоги и паники.

    Но почему, спросите вы, комфортная тень превращается в страшную мглу? Почему эта тень-мгла оборачивается неврозами, депрессиями, расщеплением личности? Для верующего человека ответы на эти вопросы очевидны. Создавая тень для защиты собственных интересов или оказываясь в тени, созданной для этой же цели другими людьми, человек не предполагает, что окажется в густонаселенном мире. Отвергая волю Божью, которая предстает перед нами всей совокупностью обстоятельств нашей жизни, сепарируясь от нее, человек подвергает себя воздействию воли совершенно другого рода. Мир един, поскольку имеет единого Творца, единый Источник. Мир также духовен, он движется не сам по себе, а управляется Создателем и теми служебными силами, которые исполняют Его волю. Эти служебные силы духовные по своей природе именуются духами. Но если дух выходит из подчинения Богу, а, как и человек, духи обладают свободной волей, то он меняет свое качество, превращаясь в падшего духа или демона. Для современного человека странно читать подобные вещи. Но спросите любого человека, страдающего тяжелым психическим расстройством, и он подтвердит вам, что тьма не безлична. Она наполнена множеством существ, которые внушают плохие мысли, подталкивают к определенным поступкам, мучают человека телесно. Союз с этими существами малозаметен для человека. Свою волю они вначале не показывают. Они просто поддерживают человека в его желании поступить против собственной совести, против воли Божьей. Человек в глубине души всегда знает, как не следует поступать, это знание было дано нам изначально. Но дьявол есть ложь и отец лжи и все его искусство заключается в том, чтобы убедить человека не внять голосу совести и утвердить свое желание. Это и есть грех. Грех есть разрушение единого мира, управляемого волей Творца. Грех есть формирование темных подвалов, куда погружается человеческий дух, чтобы насладиться поеданием запретных плодов.

    Привыкая к темной, бессознательной, безблагодатной жизни, человек испытывает все большие трудности с выходом на свет Божий. «Долго жить в потьмах привыкали мы», – поет в одной из самых страшных своих песен Владимир Высоцкий. Тьма становится нормой жизни. Можно сказать даже более сильно: нормой становится смерть. Но человек, созданный по образу и подобию Божию, никогда не теряет всей связи с Отцом Небесным. Тоска по небесному отечеству, по настоящей жизни есть у всех обитателей подземного царства. И никакие наркотики и алкоголь не могут ее заглушить. Обращаясь к психологу за помощью, человек явно или не явно выражает свою потребность выйти на свет. Раскрыть свою израненную душу хотя бы перед другим человеком в надежде, что если он хотя бы кому-то расскажет правду о своей жизни, ему станет легче. И человеку действительно легчает. Возможно Бог принимает это, пусть несовершенное, покаяние, как залог того, что человек принял решение изменить свою жизнь. Он еще не знает об Отце, но уже чувствует, что, раскрывая свою душу другому человеку, он впускает туда если не свет, то свежий воздух.

    Таким образом, работа практического психолога, если он искренне стремится помочь другому человеку, сама по себе может принести значительное облегчение. Профессиональная нейтральная позиция также весьма продуктивна, так как не сковывает волю человека и дает ему возможность самому осуществлять свободный выбор. К сожалению, нейтральная позиция большинства психологических школ мнимая. Утверждая на словах уважение к свободе человека, на деле происходит навязывание своего видения мира, подмена одной искусственной реальности – патологической на другую психотерапевтическую. Психоанализ не убирает защиты, а делает их, по мнению психоаналитиков, менее злокачественными. Впрочем, по-другому здесь и быть не может. Неверующий человек, сам не знающий Света, не выведет на Свет другого. Когда слепой ведет слепого, оба упадут в яму. Но если попытка вывести человека из тьмы бессознательного была искренней, то Господь может открыть глаза как слепому, так и поводырю. Это происходит сегодня достаточно часто, и многие наши коллеги в процессе своей работы обращаются к Богу, понимая бесплодность своих усилий без Его помощи и защиты.

    Когда человек находит Бога, жизнь его изменяется. Знание, что Бог, как Отец, не только сотворил мир и человека, не только как Святой Дух наполняет все жизнью и светом, но и как Сын так возлюбил людей, что сам стал одним из нас и искупил наши грехи своими страданиями и смертью и воскресением открыл всякому верующему в Него дорогу в царствие Божие, все это знание и вера наполняют жизнь совершенно новым смыслом и содержанием. Жизнь перестает быть тупиком. Но только для того, кто поверил.

    Что же делать православному практическому психологу с теми неверующими клиентами, которые приходят на прием? Также верить. Верить, что Бог, который привел нас к вере приведет и других, но в тот час, когда этого захочет Бог, а не психолог. «Никто не приходит ко мне, как только по воле Отца Моего Небесного», – говорил Христос. А до этого момента наша задача не в подталкивании человека к царству Божию, а в прояснении того, куда он попал в результате всей своей жизни. Верующий православный психолог должен верить, что в каждом человеке есть и образ Божий и царство Божие и истина. И они не могут быть привнесены в человека извне, поскольку в этом нет нужды. Они могут быть лишь узнаны и поддержаны другим человеком. И профессия психолога может оказаться для этой цели весьма полезной. Другой задачей православного психолога является помощь человеку в отделении себя от всего чуждого, что держит душу человека в плену и что имеет личную духовную природу, природу демоническую, не позволяющую человеку раскрыть свое истинное предназначение, заложенное в него Творцом. Мы не можем победить эти силы, поскольку ответственность за борьбу с ними лежит на самом человеке. Мы можем лишь помочь ему в этом, понимая, что если мы чего-то добьемся, то только с помощью Божией. Поэтому необходимой частью работы православного психолога является внутренняя молитва, обращение к Богу с просьбой освободить страждущего от душевного недуга, показать ему свет и вывести его из мрака неведения.

    Если говорить о внешних формах работы, то они могут мало отличаться от того, что делают наши неверующие коллеги. Мы также выслушиваем людей, также разбираем их ситуации, также оказываем помощь и поддержку. Мы лишь по-другому видим причины их душевных недугов и поэтому традиционный процесс оказания психологической помощи наполняется определенным духовным содержанием.

    В заключении мне хотелось бы сказать, что православному психологу очень важно найти в себе смелость называть вещи своими именами, несмотря на неодобрение большинства коллег, которые, скорее всего, посоветуют изменить формулировки на более мягкие и наукообразные. Важно не прикрывать свою веру, а исповедовать ее не только в церкви, а и там, где это может встретить недоумение и неодобрение.

     

     

    Первоначальный файл с сайта Русская православная психология.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.07.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4276 2895 847

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .