Сегодня в церкви можно часто услышать вопрос:
«зачем нам нужны психологи?» Они своими разговорами только смущают
людей, подменяя священство и уводя народ с пути духовного на путь
плотской и душевный.
Хочется надеяться, что таким вопросом
задаются люди, живущие по Евангельским заповедям и правилам святых
отцов, для которых современная психология действительно мало что
может дать. Хотя даже им следовало бы учитывать тот факт, что науку
о человеческой душе, о необходимости ее познания, о путях ее
спасения святые отцы определяли как важнейшую из наук. В Священном
Писании и творениях святых отцов содержится подробнейшее описание
человека как внешнего, так и внутреннего. Однако этими знаниями
можно воспользоваться лишь в том случае, если Господь открыл
человеку очи духовные и он, увидев истинный Свет, получил дар видеть
собственные грехи, растленную ими душу и различать духов, которые
постоянно оказывают на нас своё воздействие. Такой психологии нельзя
научиться у людей. Ей обучает сам Господь того, кто стремится это
знание получить. «Ищите и обрящите, толците и отверзется вам» –
говорится в Евангелии.
Но многие ли хотят получить это
знание? Увы, вопросами внутренней духовной жизни в Церкви
интересуются, по сути, единицы. Большинство же христиан даже не
задумываются о том, что это за «видимый и невидимый мир», который
сотворил Господь, кто такой «внутренний сокровенного сердца человек»
и какую брань он ведет с духами злобы поднебесной. А ведь эта брань
происходит ежесекундно в уме и в сердце человека.
Блажен
тот, кто имеет духовного наставника, который руководит и помогает
ему в невидимой брани. Конечно исповедь постом, когда духовный отец
выслушивает малую толику наших грехов, поскольку на перечисление
всех не хватило бы и недели, также даёт нам помощь и укрепление в
духовной жизни. Но давайте честно зададимся вопросом: много ли из
наших проблем разрешаются после исповеди и причастия? Исцеляются ли
наши душа и тело, а если нет то почему? Конечно, можно ругать
психологию, но только в том случае, если знаешь что и за какую вину
ты осуждаешь целую науку, которую так высоко ставили святые отцы.
Если же критика основана не на знаниях, а на вымыслах, то следовало
бы потрудиться хотя бы услышать мнение специалиста, который
психологией занимается профессионально.
Современная
психология представлена двумя основными направлениями: психологией
академической и психологией практической. Если первая занимается
исследованием разного рада психических процессов и состояний, то
вторая носит прикладной характер и занимается вопросами
психологической помощи, психотерапии, психологического обеспечения
учебного процесса, организационным консультированием и т. п.
Современная психология практически не использует такие категории,
как «дух» и «душа». Ничего не говорит психология и о невидимом мире,
заменяя его термином семантическое пространство. Ничего не говорит
психологическая наука и о Боге и о спасении души.
Вот
видите, скажет нам удовлетворённый критик, вы сами сейчас указали на
беспредметность и бессодержательность психологии. Однако подобная
позиция как логически, так и с богословской точки зрения не
основательна. Как Бог, так и душа, в её духовном понимании, не
познаваемы и предметом науки, в современном смысле этого слова, быть
не могут. Изучать можно лишь то, что подчиняется некоторым
закономерностям, а не само это закономерности создаёт.
Что
же может исследовать академическая психология? Для того, чтобы
ответить на этот вопрос с богословских позиций, необходимо
вспомнить, что при сотворении в человеке Господь соединил два
начала: природное, взяв персть от земли, и духовное, вдунув в
человека дыхание жизни, в результате чего человек стал душою живою.
Можно сказать, что сама душа, будучи источником жизни для тела, сама
имеет источник жизни в Духе Святом. Когда Господь предупреждал
прародителей рода человеческого о том, что, вкусив запретного плода,
они в тот же момент умрут, то говорил не о смерти физической, а о
смерти духовной, которая заключается в удалении души от источника
жизни, каковым является Святой Дух. После грехопадения душа
омертвела, отделившись кожаными ризами греха от своего создателя. В
Иерусалимском храме роль этого средостения играла завеса,
закрывавшая вход в Святая Святых. В тот момент, когда Господь
испустил на кресте свой Божественный дух, завеса в храме разодралась
надвое и то, что до этого служило непреодолимой преградой между
Богом и человеком перестало существовать. Взяв на себя грехи мира,
Господь освободил нас от великого бремени, но не освободил нас от
свободы воли. Чтобы воспользоваться тем великим даром, которым
удостоил нас Христос, необходимо добровольно отказаться от всего
накопленного нами греховного багажа, возложив его на плечи Того, Кто
может вынести всё человеческое несовершенство. Для этого необходима
несомненная вера в Христа как в своего спасителя, соединение с ним в
церковных таинствах и доверие своей жизни Его Святой воле. Эти
условия являются необходимыми для оживления нашей души благодатью
Святого Духа.
Но многие ли из нас по примеру святых
возложили на Господа печаль свою и целиком вверили свою жизнь Его
воли? Увы, большинство из нас, по словам апостола Павла, являемся не
духовными, а душевными, плотскими. Имея в себе дух, призванный
властвовать над природой, воплощая в ней волю Божию, мы сами
подчинились законам своего же естества, став пленниками у плоти, а
через неё и у духов злобы поднебесной, которые управляют нами
«насильством смертного сего телесе». А для плотского человека нужна
и плотская психология, которая, подобно тому, как анатомия описывает
устроение мёртвого лишенного души тела, занималась бы исследованием
души, отделенной от Бога, с духом зависимым от нашей греховной
природы. И как анатомия даёт необходимые для лечения человека
знания, так и современная психология может послужить не только
средством решения индивидуальных и социальных проблем, но и
источником знания о ветхом человеке, которого мы должны в себе знать
и преодолевать ради нашего душевного спасения.
Конечно не
всё в психологии, даже академической, надо принимать на веру. Будучи
с одной стороны наукой эмпирической, с другой психология является
продуктом своего времени, несущим на своих плечах его идеи, весьма
далеко отстоящие от христианского понимания мира. Однако, Господь
для того и дал нам разум и Закон свой, что бы мы могли отделять
зерна от плевел, а не выпалывать всё подчистую. Да и как нам могут
повредить объективные знания, отражающие свойства нашей внутренней
природы, если при их использовании мы будем руководствоваться
словами Священного писания и творениями святых отцов.
Отдельно надо сказать о современной практической психологии.
Именно она вызывает у верующих наибольшее количество вопросов. Слова
психоанализ, гештальт, трансперсональная психология и им подобные
вызывают резко отрицательную реакцию у тех, кто знакомится с этими
направлениями психотерапии по критическим брошюркам, которые можно
приобрести в церковных лавках. Но давайте разберёмся в сути дела, а
потом может быть сможем сделать и некоторые выводы.
Практическая психология и психотерапия занимаются вопросами
нормализации внутренней жизни и межличностных отношений. При этом
психотерапия не может не столкнуться с теми сторонами внутренней
жизни человека, которые имеют духовное содержание. Не обладая
духовным видением происходящего, психотерапевт пытается объяснить на
языке, понятным клиенту, внутренние причины того, что с ним
происходит.
Целый арсенал терминов таких как: либидо,
деструдо, архетип, бессознательное, пренатальные матрицы и т.п.,
выработала психотерапия для обозначения духовной реальности.
Использование этих терминов создало ореол научности для деятельности
психотерапевтов. Сами специалисты не особенно верят в придуманные
ими же теории. Они вполне оправданно называют модели, в которых
работают мифологемами, которые дают удобный способ описания
глубинных психических процессов, но не раскрывают их внутреннего
содержания. Конечно такой язык в отличии от Слова Божьего не доходит
до разделения души и духа, составов и мозгов, но он и не призван к
этому. Задача психотерапевта с духовной точки зрения достаточно
скромна. Она заключается в том, чтобы поддержать человека в
критические моменты его жизни, помочь ему разобраться в тех внешних
и внутренних причинах, которые лежат в основе его жизненных
трудностей, отделить себя от тех ложных установок, которые
регулируют всю структуру внутренних отношений, и сформировать новый
взгляд на мир, в большей степени соответствующий объективной
реальности. Поиск ответов внутри себя, избегание оценочной позиции,
стремление к исправлению ложных взглядов и следующего за ним
негативного поведения, установление доброжелательного отношения с
окружающими, контроль над внутренними импульсами – всё это сближает
профессиональную психотерапию с учением святых отцов и евангельскими
заповедями. Это, естественно, не случайно. Ведь современная
психотерапия формировалась в христианской культурной и языковой
среде Западной Европы и Америки. Конечно, Фрейд внёс в психотерапию
иудаизм, юнг оккультизм и язычество, позитивизм же и агностицизм
присутствовали в ней изначально, однако все эти по сути
антихристианские умопостроения не смогли уничтожить евангельского
духа и любви к ближнему, которые принесло на Запад Христианство.
Есть много мест в Евангелии, где Господь подчёркивает, что не тот,
кто глаголет мне Господи, Господи, попадёт в Царствие Божие, а
исполняющий волю Отца моего Небесного. Это и притча о добром
Самарянине, и притча о Страшном Суде и гневная речь против фарисеев
и многие другие места, говорящие о том, что не достаточно внешнего
благочестия, но оно должно подтверждаться делами веры и любви к Богу
и Его творениям. Можно критиковать современную психотерапию в том
случае, если мы сами помогаем душевно и духовно страждущим обрести
веру и покой в сердцах своих. Однако среди тех кто реально
занимается проблемой христианского душепопечения обычно имеется
уважительное отношение к своим коллегам, честно исполняющих свой
долг, не смотря на то, что момент встречи с Господом для них ещё не
настал. К сожалению, некоторые верующие, чувствуя на себе особое
бремя миссионерского подвига, стремятся сокрушить врага везде и
всюду, но только не в себе самом. Такие воинствующие христиане
отпугнули множество людей желавших приобщиться к истинной вере своей
нетерпимостью и невежеством.
Конечно, нельзя без разбора и
рассуждения брать всё, предлагает современная психология и
психотерапия. У нас есть христианское, святоотеческое учение о
человеке, которое позволяет в совершенно иной гораздо более широкой
перспективе посмотреть на себя и на те проблемы, которые стоят перед
нами в нашей духовной и повседневной жизни. Однако, это знание
становится действенным для человека только после его встречи с
Богом. До этого момента мы вынуждены использовать знания, адекватно
описывающие падшую природу души современного человека. Чтобы человек
проникся нашей верой, мы должны не навязывать ему свои религиозные
взгляды, а стремиться облегчить его участь теми средствами, которые
будут действенны в актуальных обстоятельствах. Современная
психология и психотерапия даёт много средств, не противоречащих
православному вероучению, которыми можно воспользоваться для того,
чтобы не только помочь ближнему, но и себе разобраться в сложной
жизненной ситуации. При этом все наши действия мы должны поверять
заповедями Божьими и голосом совести. Психологическая помощь
для христианина должна рассматриваться как важная часть его служения
Богу и человеку как образу Божьему. Такое служение связано
с большим количеством искушений и духовных опасностей. Поэтому,
вставший на эту стезю должен отдавать себе отчёт в том, что занятия
душепопеченим требуют сугубого усиления духовной жизни и постоянного
руководства со стороны опытного духовного отца.
Несколько
слов хотелось бы сказать об искушениях психологией. Им подвержены
некоторые христиане, которые в большинстве своём профессиональными
психологами не являются. Причина данных искушений лежит в том, что
человек слишком быстро поднимается на определённую духовную высоту,
не имея для этого достаточного внутреннего основания и не разрешив
те проблемы, которые соответствуют более ранним ступеням внутренней
жизни. Это приводит к тому, что начинаются попытки внецерковного
разрешения возникших трудностей. В этом не было бы ничего страшного,
если бы духовный отец мог сам направить человека к специалисту. Но в
силу сложившегося предубеждения по отношению к психотерапии и
психологии, такое действие с его стороны встречается не часто. В
результате психология становится плодом запретным для христианина и
от того особенно желанным. В результате, познакомившись на
собственном опыте с одним из направлений современной психотерапии,
чаще всего имеющим явный коммерческий оттенок, такой христианин
обнаруживает, что нашел там то, что так долго и безуспешно искал в
церковной жизни, а именно интерес к своим внутренним проблемам,
готовность помочь, ощущение явного и быстрого эффекта. Повторяю,
ничего страшного бы не произошло, если бы полученный результат мог
быть обсуждён с духовным отцом в контексте церковной жизни, но чаще
всего этого не происходит. Внутренняя жизнь человека раздваивается
на внутрипсихологическую и внутрицерковную, которые начинают
конкурировать между собой. То, чего можно было легко избежать, и что
могло бы взаимно обогатить друг друга, становится серьёзной
проблемой.
Разумным подходом к психотерапии можно считать
слова апостола Павла: «всё мне позволено, но не всё полезно, всё мне
позволено, но ничто не должно обладать мною». Психотерапия,
самопознание, психологическая коррекция позволены христианину, но не
всегда и не во всех формах полезна. Тем более она не должна
завладевать душой христианина, вытесняя из неё веру и духовную жизнь
в Церкви. Другими словами, психотерапия может
рассматриваться как способ эффективной психологической помощи на
определённых ступенях духовной жизни, но не должна превращаться в
страсть и предмет поклонения и особого почитания. Критикам
должен заметить, что борьба с психологией только усиливает к ней
интерес, и не как к возможности лучшего самопознания, а как к
негативной духовной реальности, способной поглотить души неопытных
христиан. Этим одни отвращаются от всякого самопознания, а другие,
пренебрёгшие предостережением, оказываются в ситуации искусственно
созданного внутреннего конфликта.
В заключении хотелось бы
сказать, что сегодня православная духовно-ориентированная психология
и психотерапия воссоздаётся! Она призвана создать учение, которое,
будучи построено на Слове Божьем, Священном Предании и наследии
святых отцов, органически включало бы в себя тот эмпирический
позитивный опыт, который накопила традиционная психология и
психотерапия за последние 150 лет.
Первоначальный файл с сайта Русская православная психология.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.07.2011.