. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Фомин А. Г. Личность и личная жизнь с христианской точки зрения (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Фомин А. Г.

    ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ С ХРИСТИАНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

     

    Есть много подходов к раскрытию понятия человеческой личности. Попробуем оттолкнуться от самого распространённого понимания личности и личного, выражаемого в словосочетании личная жизнь. Личная жизнь человека обычно противопоставляется его внешней общественной жизни. Личная жизнь это жизнь чувств, внутренних переживаний, глубоко личных неформальных отношений с близкими людьми, образами и идеями. Главной чертой личной жизни является её непосредственность и сердечность. Именно сердце является тем местом, где разворачивается личная жизнь человека. Ничто не может быть названо личным пока не попадёт в наше сердце, а попасть туда не так просто. Если в детстве чистое сердце ребёнка открыто для окружающего мира, и можно сказать, что вся вселенная является его личным миром, то с годами внутренняя область всё более и более обособляется от окружающего безличного объективного мира. Внешний и внутренний мир, мир ума и мир сердца начинают действовать по различным законам, это различение поддерживается системой защит, которая выполняет роль простой стенки, отгораживающей наш мир от мира не нашего.

    Главным отличием внешней жизни от жизни внутренней является то, что внешняя жизнь, жизнь объективная, основана на знании, а жизнь внутренняя основана на вере. Знание и вера – это не просто две различные модальности, описывающие разные способы отношения человека с миром. Это два разных принципа, разделяющих внешнюю область ума и внутреннюю область сердца.

    Ум универсален. Он мыслит общими категориями, подводя все явления жизни под общее правило. Ум – это мировой порядок, где каждому объекту должно соответствовать строго определённое место или, по крайней мере, принцип, описывающий способ его взаимодействия со всеми остальными умопостигаемыми объектами.

    Сердце, напротив, является вместилищем уникального, не сводимого к схеме жизненного опыта, где каждый предмет является живым самобытным существом, неотъемлемо связанным с нами личными невидимыми нитями. В сердце невозможно безболезненно заменить один дом на другой, одну кошку на другую, одного мужа на следующего. В сердце ничего не пропадает. Всё что туда попало и стало частью нашей личной жизни, останется в нашем сердце до последнего часа, а может быть и после него. Человек не властен над своим сердцем. Он может игнорировать его, с головой уходя в работу и сокращая свою личную жизнь до минимума. Но и тогда в редкие минуты отдыха или во сне сердце напомнит о себе. Напомнит душевной болью, телесными недугами, напомнит, и обесценит все внешние достижения, которые составляли, казалось, самую главную часть всей жизни.

    Но почему, говоря о сердце, мы связываем его именно с верой. В первую очередь потому, что область сердца не подвластна критике. Непосредственное чувство нельзя расщепить на компоненты не убив его при этом. Когда в психологической среде приходится слышать стандартный вопрос «что вы сейчас чувствуете?», то хочется дать единственно возможный ответ «уже ничего». Открытое, чистое сердце верит тому, с чем сталкивается, для него нет категории зла, нет категории лжи. Для него всё свято, всё ценно, всё живо. Мир в нём таков, каков он есть. Нет смысла ничего себе присваивать, поскольку всё и так твоё – небо, земля, лес, горы, реки, птицы, звери. Ты и так всем обладаешь и нет ничего, что было бы вне тебя. Ребёнок, выросший в обстановке любви, долгие годы сохраняет чувство сопричастности со всей вселенной. Он ко всему относится лично. Любая чёрточка на асфальте, дуновение ветерка, лист, упавший с дерева – всё вызывает в нём эмоциональный отклик, всё проникает в сердце, наполняя его любовью и радостью. Мир един и целостен, сердце настолько широко, что вмещает в себя всё видимое и невидимое, что есть или только может быть. Ребёнок, особенно современный ребёнок, не называет это чувство присутствием Божиим, не называет потому, что для него это также естественно как жить или как дышать. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Духовная нищета – это то состояние, когда ты обладаешь ничем и всем в одно и то же время. Всё принадлежит тебе, но и ты принадлежишь всему. Ты веришь и не можешь назвать Кому. Имя Божие свято. Он раскрывается в шелесте листьев, в запахе трав, в теплых материнских руках. Его нельзя позвать, но его присутствие ощущается повсюду. Нет никакой отстранённости. Сердце вмещает в себя всё, и жизнь вечная является не отдалённой целью, а насущной реальностью. «Если не будете как дети, не попадёте в Царствие Небесное», - сказал Господь. Воистину, это так.

    Мир веры – это мир детской чистоты и непосредственности, где всё есть потому, что оно есть, потому что так сотворил Господь, потому, что мир есть не арифметическая задача, а великое таинство. А что же, вы спросите, ум? Как же быть с нашими мыслями и рассуждениями. Разве они не являются высшей силой человеческой души?

    Вполне могло создаться ощущение, когда мы говорили о сердце, что ум является чем-то лишним. Этаким неверующим критиком, который убивает непосредственную сердечную, личную жизнь. Но это совсем не так. Ум, в своей целостности и способности видеть общее и универсальное сам по себе не закрывает сердца. Ведь и у веры, и у знания один источник – Источник жизни и правды. Тот, в Кого верит сердце в каждом единичном факте своего бытия, Того же узнает и ум: наиболее общий, вбирающий в себя всё и вся Смысл, из которого рождаются все остальные смыслы, из которого исходит Дух жизни и истины, в котором нет ни смерти, ни лжи. Сегодня многие психологи говорят о позитивном мышлении, как о пути психологического оздоровления. Но позитивное мышление – это мышление, видящее во всём высший положительный смысл, а говоря духовным языком – волю Божию во всём, что происходит с человеком. Таким образом, изначально ум и сердце ни в коей мере не противоречат друг другу. Внешние законы ума и внутренняя вера сердца сливаются в единый закон Любви. Закон, где высшее начало – источник всего сущего – превращается в любящего Отца, а человек приобретает вечное сыновство. Ум, как источник смыслов становится личностью, в которой находит основание и любовь всякая другая личность. Частное и целое неслиянно и неразрывно соединяются.

    После того как мы нарисовали столь замечательную картину, хочется спросить, почему мы не видим такого в нашей повседневной жизни. Почему наше сердце отгорожено от ума непреодолимой преградой, крепостной стеной, как мы выразились выше? Почему наш ум всё время спорит с сердцем и пытается, порою весьма успешно, его контролировать? Почему сердце является источником не только любви и веры, но и самых гнусных желаний и замыслов? Почему наша личная жизнь и жизнь внешняя настолько далеки друг от друга? В этих вопросах нам и предстоит разобраться в дальнейшем.

    Говоря об уме и сердце мы говорили об общем и единичном, о знании и о вере, о вневременном вечном и уникальном вечно меняющемся мире. Но мы ещё ничего не сказали о самом главном. О том, кто думает, чувствует, верит. Кто обладает свободой выбора и волей, способной противопоставить себя самому источнику жизни. Этот субъект может перемещаться как в уме, так в сердце, занимая то одну, то другую точку зрения. Можно сказать, что мы смотрим на мир его глазами. Да и что здесь удивительного, ведь мы и есть он. И именно в силу нашего с ним слияния поймать его не в состоянии. Поэтому и писать о нём так трудно, ведь пишет-то тоже он. Сами по себе сердце и ум не могут ошибаться, а он может. Он тот, кто принимает решения и тот, кто несёт ответственность за содеянное. Он может попадать в плен, погружаться в светлые и мутные потоки жизни, терять свою власть и снова обретать её. Во всех наших бедах виноват именно он. Кто он? Можно сказать, что он есть наш бессмертный дух, который проявляет себя в виде силы, называемой волей.

    Эта воля очевидно отличается от воли Божией, которая животворит весь мир. Если мы по своей воле принимаем волю Божию, то идём к жизни вечной по предначертанному нам пути, если же мы уклоняемся в сторону, то создаём свою собственную личную жизнь, отличную (отделённую от истинно личной) жизни в любви и в Боге. Ложь есть уклонение от правды и от Бога. Грех есть злонамеренная ложь. Святые Отцы в своих молитвах просили отнять у них волю и вернуть в абсолютное послушание воле Божией. Царь Давид обращаясь к Богу непрестанно повторял «Научи мя творити волю Твою, научи мя оправданием Твоим, отврати очи мои не видети суеты, в пути Твоем живи мя».

    Почему же воля, которая заключает в себе источник нашей свободы, в духовной жизни приобретает столь отрицательное звучание? Ведь наша свобода есть условие нашего Богоподобия. Да, это так, Но воля есть источник не только нашего Богоподобия, но и нашего падения. И дело здесь не только в нашей личной воле. Мир, в котором мы живём не только материален, но также и духовен.

    Другими словами, он населён духами как обладающими телом (люди), так и бесплотными (ангелы, бесы), которые, будучи свободными и обладая волей, не только выбирают свой собственный жизненный путь, но и других могут как сбить пути истинного, так и помочь вернуться на него. Так в раю Сатана в образе змия соблазнил Еву и склонил её волю к тому, чтобы нарушить заповедь Божию и вкусить от плода запретного древа и стать столь же мудрыми как боги, знающие добро и зло. Ева, пытаясь оправдаться перед Богом, на Его вопрос, ела ли она запретный плод, отвечала: «змей обольстил меня и я ела». Не свою волю выполняла Ева, нарушая Божественный запрет, но наказана была справедливо, постольку, поскольку, имея возможность выбирать между заповедью Божией и соблазном лукавого, по собственной воле выбрала последнее.

    И как для Адама и Евы после грехопадения закрылись ворота в Рай, так и для нас отступление от воли Божией, пусть даже совершаемое по чужому наущению, лишает нас той внутренней целостности, того царского положения, при котором и ум, и сердце, и воля находятся в полном согласии как друг с другом, так и с Богом. Когда же это согласие нарушается, человек изгоняется из внешнего Божьего мира в свой собственный личный мир, который с этого времени становится для него тюрьмой, Боготканные брачные одежды сменяются на кожаные ризы, постепенно превращаясь в систему психологических защит, опосредующих наше отношение с внешним миром. Но плоха не только наша изолированность, которая, кстати сказать, может довести человека до такого страшного психического заболевания, как шизофрения, которая и переводится как отщеплённость души. Уже будучи отщеплённым и закрытым, наше сердце, наше личное внутреннее пространство становится прибежищем чуждой воли, с которой мы согласились и приняли как свою собственную. Психологические защиты не только защищают нас от того зла, которое есть в мире, но и мир от того зла, которое есть в нас. Кожаные ризы прикрывают наше внутреннее безобразие не только от окружающих, но и от нас самих. Оказавшись несовместимым с целостной природой нашего бытия, часть негативного опыта блокируется, или как говорят психологи, вытесняется, в область бессознательного. Бессознательное – это та часть нашего сердца, куда не может проникнуть наш дух, наше сознание, наша воля. Но будучи вытесненной и заблокированной, чуждая нам воля продолжает воздействовать как на нашу внутреннюю жизнь, так и на наше поведение. Дело в том, что внутренний мир человека обладает целостностью и простотой, и любая его часть ассоциативно связана со всеми остальными.

    Вытесненная мысль, чувство или желание ассоциативно связаны с теми обстоятельствами, при которых они возникли, с теми людьми, которые при этом присутствовали или принимали участие в негативном событии. Можно сказать, что негативное переживание и связанная с ним чуждая воля ассоциативно диффундирует ко всему сердцу человека, отравляя всё его существование. Но при этом сам источник, будучи недоступным для осознания в силу возникшей защиты, не может быть депортирован из нашего сердца. Однако вместо него из сердца исходят злые помыслы, которые имеют личную негативную окраску. Мы принимаем эти помыслы за свои собственные и строим свою жизнь так, чтобы эти помыслы реализовать. При этом мы зачастую не догадываемся, что реализуем не свою волю, а волю нам совершенно чуждую. Наиболее этот процесс явно проявляется при легализации человеком родительских предписаний и установок, которые выдаются за собственные жизненные цели. Однако если разбирать глубже, то можно обнаружить, что и родителям эта воля была навязана со стороны. Прослеживая негативные волевые цепочки, мы часто попадаем в область духовного мира, где обнаруживается источник поражения. В своей работе мне неоднократно приходилось сталкиваться с женскими линиями, которые возникали после смерти бабушки или прабабушки, которая занималась колдовством или каким-либо другим способом вступала в личный контакт с инфернальными силами. Во второй заповеди, которую получил Моисей на горе Синай говорится: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня».

    Очень часто чужая воля, сцепленная с образом близкого нам человека, проникает в наше сердце без всякой критики, так как мы доверяем его любви и не можем себе представить, что любимый нами человек может причинить нам вред. При этом мы не учитываем, да в детстве и не можем учесть, что другой человек может быть не только источником собственной, но и переносчиком чуждой для него самого воли. Таким образом, мы можем говорить о проблеме духовного инфицирования. Надо отметить, что при духовном инфицировании наша душа отвечает сходным образом, как и наше тело в случае инфицирования физического. Душа борется с чуждой для неё духовной сущностью, пытается отторгнуть её от себя, но если это не получается, скажем в силу того, что эта сущность связана с близким человеком, от которого мы не можем отказаться, то эта сущность блокируется, инкапсулируется и частично обезвреживается с помощью психологических защит. Однако при этом и сами защиты частично приобретают качество той духовной сущности, с которой они борются. Проникнув внутрь нашего сердца, чуждая воля искажает богоподобие, нашей души, и делает её подобной тому духу или тому лицу, чью волю мы исполняем.

    Великий покаянный канон Андрея Критского, который читается в начале великого поста, почти весь посвящён обращению к душе, которая уподобилась богоотступникам, упоминающимся в Священном Писании, и не поревновах праведным, исполнявшим Божии повеления. Искажая первообраз, человеческая душа приобретает новое обличие или маску, соответствующую той или тем духовным сущностям, которые, проникнув в наше сердце, уподобили нашу душу самим себе. В психологии под личностью часто и понимают ту персону или маску, которая и представляет собой результат множественного духовного инфицирования.

    Мы должны понять, что наш личный внутренний мир уже давно не наш. Он оккупирован различными духовными силами, которые не только лишили нас внутренней целостности и связи с Богом, но и являются источником большинства психических нарушений и заболеваний. Святые Отцы описали духовную зависимость человека от чуждой ему воли в виде восьми страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. Каждая из этих страстей, обладая человеком, делает его слепым исполнителем той воли, которая в этой страсти содержится. Надо сказать, что в сердце человека эти страсти содержатся в виде слова или идеи, посеянной врагом рода человеческого, которая заключается не в том, что надо есть, пить, продолжать свой род, защищать себя от чуждого и сохранять свою целостность, но в том, что надо печалиться и грустить о своих промахах и грехах, и что надо реализовать свой талант достойно на пользу Богу и окружающим. Нет, не в этом состоит идея, посеянная лукавым в человеческое сердце. Его мысль заключается в том, чтобы сделать одно из естественных качеств, присущих человеку, стержнем всей его жизни, чтобы честная потребность стала доминантой, интегрирующей все прочие стороны человеческой жизни, и в конце концов, чтобы она заняла место Бога в душе человека.

    Эти семена, прорастая, превращаются во внутренних врагов, действующих в сердце человека. Но при этом делающих вид, что они и составляют подлинное его естество. Обнаружить этих врагов – задача не простая и в одиночку, можно сказать, непосильная. Ведь человек находится в полной уверенности, что он реализует свои личные естественные потребности. Надо хорошо усвоить, что всё, что у меня в сердце – моё, но не всё моё есть я. Если я не управляю своим имуществом, а оно управляет мной, я волен избавиться от той части собственности, которая мне мешает. И избавиться не путём вытеснения и блокады, а путём возвращения потребности мысли или идеи тому, от кого она первоначально исходила, при этом необходимо и одновременно обратиться к Богу, чтобы Он заполнил своим присутствием ту пустоту, которая образовалась на месте изъятого сорняка, иначе его место могут занять семь других сорняков, и будет человеку последнее горше первого.

    Поскольку тема нашего разговора личность и личная жизнь, мы начали анализ внутренней разобщённости человека, с поражения сердца, как вместилища личной жизни. Мы показали, что наши личные мысли, чувства и желания могут на поверку оказаться совершенно не нашими. Но вопрос заключается в том, как эту поверку осуществить, ответ кажется очевиден. Для этой цели человек имеет разум, который может непредвзято с позиции общих законов выяснить, что же в нашей жизни не так и какой её элемент необходимо исправить. Но к сожалению, ум современного человека есть далеко не самое надёжное оружие в борьбе против зла и лжи. Дело в том, что знания, которыми мы пользуемся и считаем их вполне достоверными, далеко не всегда являются таковыми. Общечеловеческие ценности весьма далеки от закона Божьего. Чтобы понять, насколько они далеки, достаточно перечитать Нагорную проповедь и сравнить слова Спасителя с теми принципами, по которым живёт современное человечество. Да что Нагорная проповедь? Из 10 заповедей, полученных Моисеем относительно общепринятой остаётся только заповедь «не убий». Остальные либо вовсе забыты, либо применяются с большими оговорками. Если изначально человек был создан как целостный представитель целостного мира, в котором внутренний закон веры и любви раскрывался во внешнем единстве Закона Божьего, то современный человек плутает между ложью внешней и нечистотой внутренней. Гармоничное политкорректное состояние гарантирующее социальную адаптацию отнюдь не гарантирует душевный покой и благополучие. Можно сказать, что внутренняя личная жизнь человека представляет собой постоянный внутренний спор, перерастающий как во внутренние, так и во внешние конфликты.

    Кто же спорит? Со стороны ума обычно выступают общественное мнение и мораль, систематизированное общественное знание, мнение отдельных референтных групп и личностей. Лишь в редких случаях, ум современного человека в своих рассуждениях опирается на Закон Божий. Хотя многие знания не противоречат Божией воле, мало кто указывает на Творца, как на их прямой источник. Психоанализ хорошо определил систему общественных знаний и моральных принципов как супер-эго. Действительно, наши знания – это продукт суперэгоизма современного человечества, поставившего свои низменные интересы на первое место в универсальной системе ценностей. Поэтому подлинной пищей для ума становится Слово Божие. Как говорил апостол Павел в послании к евреям: слово Божие подобно мечу обоюдоострому, проникающее до разделения души и духа, составов и мозгов. Именно Слово Божие в его человеческом воплощении изменило не только ход мировой истории, но и личную жизнь каждого человека что-либо слышавшего о Христе. Со стороны сердца во внутренней коммуникации участвуют все врожденные и приобретенные как страсти, так добродетели. И если первые представляют волю лукавую, проникшую в наше сердце, то вторые представляют всходы тех семян, которые сеет Господь в сердце каждого из нас. Это в первую очередь совесть, которая позволяет отличать полезное для нашей души от вредоносного, это ростки веры, надежды и любви, это стремление к настоящей и не искусственной жизни. Когда Слово Божие, Сам лично Христос, проникает в сердце человека, они оживляют его, возрождая в нём стремление вернуться в Царство Божие, как единственное подлинное небесное отечество. Христос подобно закваски преобразует всю личную внутреннюю жизнь человека, направляя её к Богу как к главной личной ценности. Вселяясь в сердце, Господь избавляет нас от рабства греху и страстям, освобождает наш дух и нашу волю, но не насилует их. Получив освобождение, мы должны сами, своими ногами, хотя и, безусловно, с Божией помощью, выйти из того египетского рабства, в котором оказались в результате нашей неправедной жизни.

    Вот мы и подошли к воле и собственно духовной жизни, которая и начинается по меткому замечанию святителя Феофана Вышинского с отделения духа от души, которое осуществляется действием слова и благодати Христовой. Дух пока был пленённым, не подозревал о том, что он дух, и о том, что существуют другие духи. Духовный мир затмевался миром душевным. Миром внутренних перипетий. В этом душевном мире, составляющим главное содержание личной жизни неверующего человека, дух является посредником, медиатором, пытающимся согласовать общественное мнение с личной пользой. Он мечется между человекоугодием и самоугождением, которое , как мы показали выше, к нашим подлинным интересам имеет касательство весьма отдалённое. Дух то в тревоге и страхе мечется, то прилепляется к нашим важным по его мнению идеям и принципам, то проваливается в черные бездны отчаяния, то взлетает на крыльях иллюзии в придуманный им самим рай. Дух играет в игры, становясь актёром или улетает в неведомые миры, оставляя реальность и все трудности повседневной жизни. Многообразны состояния духа у падшего отвернувшегося от Бога человека. Но не одно из этих состояний не приводит человека к внутренней целостности и соединению его с Богом как с источником жизни. Из описанных выше коллизий можно легко восстановить весь род душевных болезней, которые по моему мнению, и мнению многих наблюдавшихся мною душевных больных имеют чисто духовные истоки. При этом, чем тяжелее душевный недуг, тем яснее проступает его духовная природа. Многие люди приходят к вере именно через болезнь и страдания.

    Для верующего человека, дух которого благодатью святого крещения освобождён от душевных ух психического рабства внутренняя жизнь становится шире, глубже, но и гораздо сложнее. Если до этого задачка существования решалась в биосоциальном контексте противостояния личных и общественных интересов, то с принятием Христа картина резко усложнилась. Кроме привычных с детства персонажей на сцену входят духовные силы. С одной стороны, человек начинает ощущать действие благодати Святаго Духа, а также поддержку небесных сил бесплотных. Став членом церкви, христианин вливается в тело Нового Адама Исуса Христа и, причащаясь Тела и Крови Господа начинает жить во Христе и Христос поселяется в его сердце. С другой стороны, духи злобы поднебесной не оставляют своим попечением новообращённого христианина. Они всеми силами пытаются вернуть его на привычный путь греха, по которому человек шёл до встречи со Христом. На начальных этапах эти духи, которые суть бесы, действуют скрытно, обманом и обещаниями пытаясь вернуть человека в прежнее рабское состояние. Если это не удаётся, то они являются в яве, надеясь устрашить и подчинить волю человека своей собственной. Таким образом, если до обращения человек выбирал между человекоугодием и самоугождением, то после обращения его выбор перемещается в духовную плоскость, где человек решает, какой воле следовать: Божией либо луковой. И далеко не сразу христианин принимает волю Божию как свою собственную. Ему ещё предстоит этап очищения сердца из изгнания из него лукавых помыслов и желаний путём покаяния. Ему предстоит очищение ума и изменения и переоценка всех ценностей в свете Закона Божьего. Ему предстоит укрепить волю постом и молитвой, чтобы иметь возможность противостоять козням диавольским. Ему предстоит принять Творца в каждом предмете его творения, увидеть Бога во всём, начать принимать Его волю во всех проявлениях собственной жизни. Необходимо дополнить, что всё вышеперечисленное происходит в тех формах, которые преподносит нам Святая Церковь, вне которой духовная жизнь очень часто заводит человека в сети порой более страшного рабства, чем то, в котором он находился до начала духовной жизни. Но что же личность? Что с ней происходит, когда сердце человека раскрывается Богу, ум его трезвится и воля следует по пути, указанному ей Святым Духом?

    Личная жизнь при этом в привычном понимании этого слова, как жизнь в себе и для себя, прекращается или по крайней мере весьма ослабевает. Человек начинает стремиться жить для Бога и Богом. Он идёт в Небесное Отечество, придавая всё меньше и меньше значения земному. Но конечно, личная жизнь при этом не пропадает и личность не исчезает. Просто, по словам Спасителя, то, что до этого человек собирал н земле, где всё собранное им рано или поздно превратится в тлен, теперь он собирает на небе, наполняя своё сердце нетленными глаголами вечной жизни. Он становится гражданином Царства Небесного, где правит Христос со Отцем и Святым Духом. И личная жизнь в этом Царстве весьма отличается от личной жизни, к которой мы привыкли в нашей земной жизни.

     

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    В данной работе, обсуждая проблему личности, мы рассматриваем её в триаде ум, сердце, воля. Но есть и другая трихотомия: дух, душа, тело, о двух первых членах которой неоднократно будет говориться в нашей статье. Можно сказать, что душа – это невидимая субстанция оживляющая тело, а дух – это источник жизни самой души. Если тело – это храм, а душа – святилище, то дух – это святая святых. Душа управляет телом по законам своей природы, для человека после грехопадения природы падшей, дух же не подвластен законам природы, его природой является свободная любовь к Богу, а патологией – пленение и рабство. Человек бездуховный (утерявший свободу духа), живёт в соответствии с инстинктами и социальными шаблонами, он не способен к творчеству и глубокому религиозному чувству. Освобождение духа – цель любой религиозной практики. Если в триаде ум, сердце, воля мы говорим о неразрывном единстве всех трёх составляющих нашей внутренней жизни, то в случае духа, души и тела в норме мы имеем чёткую иерархию, где тело должно подчиняться душе, а душа должна быть водима духом. В зависимости от степени нарушения ум, сердце и воля могут быть плотскими, душевными или духовными.

     

     

    Первоначальный файл с сайта Русская православная психология.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.07.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .