. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Филимонов Сергий прот., Ваганов А. А., Мелик-Парсаданов М. Ю., Марцинкевич Н. Е., Озерная И. П. Опыт душепопечения психических больных в условиях прихода (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Филимонов Сергий прот., Ваганов А. А., Мелик-Парсаданов М. Ю., Марцинкевич Н. Е., Озерная И. П.

    ОПЫТ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ ПРИХОДА

     

    Филимонов Сергий прот., председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, профессор, доктор медицинских наук, кандидат богословия, настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона.

    Ваганов А. А., врач-психиатр.

    Мелик-Парсаданов М. Ю., к. м. н., врач-психотерапевт НИИ им. Бехтерева.

    Марцинкевич Н. Е., к. м. н., детский психиатр.

    Озерная И. П., врач-психиатр.

     

     

    “Психически больной человек
    не потерян для Церкви”.

    Архиерейский Собор 2000г.

     

    Окормление психических больных на приходе имеет свои особенности. В докладе использован конкретный опыт душепопечения психических больных священниками и психиаторами в приходе Св.вмч.и цел. Пантелеимона-на-ручье и обществе православных врачей Санкт-Петербурга. Условно психических больных на приходе можно подразделить на следующие группы.

     

    По степени постоянства пребывания в приходе

    1. постоянные прихожане храма, имеющие психические заболевания
    2. церковнослужащие и рабочие, имеющие психические отклонения, не препятствующие выполнению трудовых обязанностей
    3. прихожане храма, приобретшие заболевания за время воцерковления и пребывания в храме
    4. новоначальные прихожане, имеющие психические расстройства и состоящие на учете в ПНД

     

    По форме сочетаности психического заболевания

    1. психическое заболевание, имеющее чисто медицинскую природу
    2. психическое заболевание, развившееся в результате оккультного поражения
    3. психическое заболевание, развившееся в результате пребывания в секте, нарко-, алкоголе-, киберзависимостей
    4. психическое расстройство, явившееся результатом ошибок в духовной жизни и впадения в “прелесть”, т.е. имеющее чисто духовную природу

    К каждой из вышеперечисленных групп осуществляется специфический подход.

    В приходах конкретная нозологическая форма как правило не имеет принципиального значения. Священнослужителя интересует в первую очередь наличие или отсутствие видений и голосов и их характер – насколько он соответствует характеру демонического воздействия на человека, а также наличие суицидных помыслов и их частота. Все это выясняется во время исповеди больного. Тема пастырской психиатрии рассматривалась в нескольких церковных изданиях – архимандритом Киприаном Керном и игуменом Евмением.

    В современных приходах большое количество прихожан имеют те или иные психические расстройства. Для успешной реабилитации психических больных на приходе или поддержания устойчивой ремиссии заболевания существуют различные формы церковного душепопечения.

    1. прежде всего участие в церковной жизни и основных таинствах церкви – исповеди и причастии Св.Христовых Тайн
    2. объединение в церковно-приходские братства для взаимной поддержки, чтения молитв по соглашению, молебнов, акафистов, совместных паломничеств в святые места
    3. совместный труд на благо Церкви, конкретного прихода – уборка храма, территории, благоустройство загородных реабилитационных центров, несение разовых послушаний
    4. получение специализированной психиатрической и медицинской помощи в епархиальных отделах и православных душепопечительских центрах

    ДПЦ при “Обществе православных врачей СПб им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), был организован в 2000 г. В ДПЦ православные священники и врачи совместно участвуют в лечении духа, души и тела больных на единой мировоззренческой основе. В основе лечебного процесса лежит понимание того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели лечения во всей полноте невозможно. В этом свете основная цель лечения – продолжение жизни человека для покаяния.

    Одно из направлений в деятельности ДПЦ – оказание специализированной, организованной на благотворительной основе, психологической, психиатрической и психотерапевтической помощи в рамках амбулаторного консультативного приёма в кабинете ДПЦ, консультативного приёма по месту штатной работы, консультаций по телефону и в исключительных случаях – посещений болящих на дому.

    Так, за 2007 г. была оказана помощь 325 психически больным пациентам, из них 223-м больным на приёме, проведена 101 телефонная консультация, 3 пациента посещены на дому. А всего с 2002 г. психиатрами, психотерапевтами и психологами ДПЦ была оказана помощь 1717 пациентам.

    Всех пациентов можно разделить на условные диагностические группы:

      1. Оккультные поражения
      2. Оккультные поражения + психические заболевания
      3. Психические заболевания и др. (слайд)

    Всего в ДПЦ на данный момент работают 4 психиатра, в т.ч. 1 – детский, 1 психотерапевт, 4 психолога, в т.ч. 1 – детский.

    Основными принципами работы православного психиатра, психотерапевта в ДПЦ являются:

    1. Исповедание Православия и привнесение его духовной чистоты в лечебный процесс. Врач, соприкасаясь с душой своего подопечного, должен иметь чувство благоговения, ибо каждый человек обладатель величайшего дара Божиего – святыни души, которая есть образ и подобие Творца.
    2. Базирование на святоотеческом наследии.
    3. Исключение из лечебной работы методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством.
    4. Неприятие оккультно-мистических модификаций, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих), низводящих богоподобную сущность человека до уровня машины.
    5. Обучение пациентов специальным навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания.

     

    Задачей врача ДПЦ является не только лечебно-консультативная помощь, но и реабилитация лиц с проблемами в психической сфере, а также тех пациентов, которые пострадали от оккультизма (целителей, колдунов, экстрасенсов и т.п.). Поэтому врачи в беседах с пациентами, помимо профессиональных рекомендаций, стараются привести больного к правильному осмыслению болезни, побудить его к активной работе по выявлению причин заболевания, в основе которого, как правило, лежит греховное начало, повреждающее и тело и душу человека; показать необходимость осознанного очищение через покаяние, путём Исповеди и Причастия святых Христовых Таин. Беседы коррекционного направления осуществляются при непременном тесном взаимодействии со священнослужителями православных храмов.

    В процессе общения с пациентами можно отметить следующее: как сам больной, так и его родственники активно ищут контакта с православным врачом, т.е. верующий человек предпочитает обратиться со своими проблемами к верующему врачу, испытывая к нему, по понятным причинам, большее доверие. Целью обращения является уточнение диагноза, удостоверение в правильности рекомендованного лечения, в уточнении и корректировке назначенных доз. Иногда самым важным для пациента оказывается возможность выговориться, рассказать о своих переживаниях, ощущениях, настроении. Зачастую на беседу с пациентом у православного психиатра в ДПЦ уходит до 2-х часов. Нередко больные начинают вспоминать свою жизнь, эпизоды из детства, юности, кажущиеся для них значимыми; рассказывают о взаимоотношениях в семье, пытаются самостоятельно найти в своих прошлых поступках корни нынешних недугов. Делясь своими переживаниями, больные как бы “раскладывают по полочкам”, систематизируют события своей далеко не безупречной жизни и к концу беседы нередко приходят к пониманию необходимости упорядочить свою жизнь, обещают выполнять предписания врача и наставления священнослужителя. Постепенно больной начинает испытывать ощущение сопереживания, понимания, участия и готовность врача бескорыстно помочь ему, в связи с чем снижается уровень тревожности, ослабевает чувство одиночества, беспомощности, укрепляется доверие к врачу, возникает стремление к последующим контактам.

     

    “Б-ной К., 38 л., архитектор, женат, имеет дочь. Работая в строительной фирме, перестал справляться с проф. обязанностями, был уволен без выходного пособия. Оказавшись в стрессовой ситуации, самостоятельно справиться с ней не смог: был возбуждён, гневлив. Гнев сменился неверием в собственные силы, отчаянием. Появилось желание отомстить начальнику, готов был к неадекватным действиям. Наблюдаясь в ПНД, получал фармакотерапию, стал испытывать потребность в контакте с православным врачом. Обратился в ДПЦ.

    При проведении консультации подробно рассказал о своих переживаниях и получив рекомендации продолжать назначенное врачом ПНД лечение, посещать храм, богослужения, исповедоваться, причащаться – пациент уже во время беседы постепенно успокоился, почувствовал себя увереннее. Мысли о мести оценил как греховные. В скором времени устроился на новое место работы по специальности, выполняет (не без усилий), предъявляемые требования. Периодически посещает как своего лечащего врача в ПНД, так и психиатра в ДПЦ”.

     

    В подобных случаях православный врач оказывается в деликатной ситуации, ибо в его задачу входит корректировка отношения пациента со своим светским коллегой (врач ПНД) – без применения медикаментозных средств ослабить настороженность и недоверие б-го; не высказывая сомнения в установленном диагнозе или назначенном лечении, мягко, с корректной настойчивостью объяснить роль лечащего врача, необходимость постоянно наблюдаться у него и вместе с ним, как с заслуживающим доверие профессионалом, решать медицинские и некоторые соц. вопросы (назначение инвалидности, опеки, рекомендации о смене работы и т.д.)

    Оказывая консультативную помощь больному, врач, в свою очередь, ощущает необходимость целостного рассмотрения различных психических проявлений у человека во всей полноте и естественном, органичном сочетании его духовного и психофизического бытия. Т.е. перед врачом встаёт задача уточнить, что в переживаниях больного является проявлением нарушения мозговой деятельности, поражения “естества” и требует медикаментозного лечения; и что в его страданиях имеет непосредственно духовную причину и следовательно, требует духовного врачевания.

    Известно, что нарушения при так называемой “пограничной патологии” являются следствием личностного склада пациентов и в большинстве своём определяются духовными причинами.

    Анализируя динамику посещений нужно заметить, что в первые годы работы ДПЦ наиболее многочисленную группу составляли пациенты с оккультными поражениями. Активная работа по реабилитации этой группы привела к значительному улучшению (в 80% случаев) психического состояния пациентов а, следовательно и к снижению числа посещений психиатра.

    В последние годы растёт число посещений больных с психическими расстройствам. Большая часть этой группы состоит на учёте в ПНД, периодически лечится в стационаре, принимает (нерегулярно) психотропные препараты.

    Но даже у этих больных с выраженной психопатологической симптоматикой по мере воцерковления (не всегда успешного) можно отметить периоды улучшения в психическом статусе: снижение степени эмоционального напряжения, внутренней агрессивности, возбудимости, уменьшение чувства страха, тревоги, навязчивостей, наплыва галлюцинаторных переживаний. Больные сами отмечают улучшение своего состояния после принятия ими Святого Причастия, даже если это улучшение кратковременное. Благотворное влияние молитвы отмечено многими верующими больными. Молитва не только смягчает больного, позволяет проводить с ним коррекционные беседы, но иногда освобождает от тяжёлых психических переживаний:

     

    “Б-ной Р., 43 л., в течение ряда лет страдает тяжёлым психическим расстройством, постоянно принимает поддерживающие дозы нейролептиков. К своему состоянию относится с частичной критикой. Периодически испытывает приступы слуховых псевдогаллюцинаций императивного характера. Во время одного такого, особенно мучительного, приступа бросился на колени перед образом Спаса Нерукотворного и в течение 2-х часов непрестанно произносил Иисусову молитву. Галлюцинации прекратились!”

     

    При наличии в статусе больного суицидальных мыслей, реализация таковых у верующих осуществляется значительно реже, чем у больного, не нашедшего ещё дорогу к Храму. Воцерковлённый депрессивный больной обычно говорит: “Мне тяжело, нет желания жить, но я никогда не наложу на себя руки – это непростительный грех”.

    Регулярное посещение храма, Частое Причащение Святых Христовых Таин смягчает течение психического заболевания, снимает агрессию, стимулирует компенсаторные возможности человека и зачастую позволяет снизить дозы принимаемых психотропных препаратов.

    В завершение хочется уделить внимание вопросу безопасности врача при работе с оккультнопоражёнными пациентами. Исходя из личного опыта приёма подобных больных хочется сказать, что сам неоднократно во время беседы с ними испытывал такие симптомы, как внезапную слабость, головокружение, приступы сильной головной боли, тошноты. Приходилось немедленно прекращать приём, просить пациента выйти из кабинета, самому прибегать к молитве и принятию святой воды. Поэтому сосуд со святой водой обязательно должен присутствовать в кабинете у врача, также как и иконы. Подобные ситуации возникали с пациентами, чей анамнез был отягощён длительным пребыванием в сектах, многократным посещением экстрасенсов, всевозможных целителей, магов и чародеев с участием в различных обрядах и ритуалах, а также самих занимавшихся оккультными техниками.

     

     

    Издание:

    Филимонов Сергий прот., Ваганов А. А., Мелик-Парсаданов М. Ю., Марцинкевич Н. Е., Озерная И. П. Опыт душепопечения психических больных в условиях прихода // Церковь и медицина. № 3. 1999, янв, с. 73-77.

     

    Первоначальный файл с сайта opvspb.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .