1460.
/Средства к поддержанию теплоты духовной. Не должно мерить себя. О заучивании псалмов и акафисте пред причащением/
/Письма к В. П. В./
Милость Божия буди с вами!
Очень рад, что восставшие у вас неприятности миновали. Слава Богу! Даруй, Господи, чтобы не повторялись.
Теплота сердечная, о которой вы пишите, хорошее состояние. И надо ее беречь и поддерживать. Когда
– 199 –
ослабеет возгревать, – так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтобы не отходила, надо избегать рассеяния мыслей и впечатлений на чувства несогласных с этим состоянием, избегать того, чтобы сердце не прилегло к чему либо видимому (не худому только, но вообще ко всему), и никакая забота не поглощала всего внимания. Внимание к Богу будет неотходное, и напряжение тела неослабное – в струнку, как солдат в строю. Главное же – Господа молить, да продлит эту милость.
Что же касается до – это ли?, то однажды навсегда примите за правило – такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражье порождение. Если остановиться на этом вопросе, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно, это. Ты, ведь, молодец. Затем молодец подымится на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что не ставить. – И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. – И сие есть – мниться иметь, тогда как ничего нет. Св. отцы написали: не мерить себя. А взяться решить тот вопрос значит: приступить к измерению себя, насколько вырос. – Так извольте от этого бегать, как от огня. Божия милость да будет с вами.
Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие больше к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелия хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.
Все – не суетясь – чтобы внимания не расшатать. Оно главное. И ывсе надо направлять к поддержанию его.
"Акафиста пред Причащением" не читал. Если он назидает, можно читать. А не содержится ли
– 200 –
в нем чего противного, – это кажется вам можно узнать. Когда есть что, – тогда бросить лучше.
Благослови вас Господи!
Терпение и труд без конца.
Спасайтесь.
Ваш богомолец
Е. Феофан.
– 201 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.01.2016.