1458.
/Не должно вязать себя особыми правилами. Общие наставления о сохранении внимания к Богу и благоуспешном прохождении духовной жизни/
/Письма к В. П. В./
Милость Божия буди с вами!
Дать вам правило не умею. Да на что правило?! Одно то данное исполняйте и все тут. К тому
– 195 –
прибавить только: мало-мало что расстраивает и ослабляет действие внимания к Богу, – удалять то без жалости. Делать же только то, что способствует удержанию его и укреплению. К сему направлять и чтение, и размышление, и поклоны.
Всякий род и всякий порядок занятий хорош, коль скоро способствует сему. Нечего и расписывать занятия. Коль скоро одно занятие не питает молитвы, оставить его надо, и взять другое. Напр., развернули книгу и стали читать, – нейдет. Оставьте ее, берите другую. Если та нейдет, берите третью. Если и эта нейдет, – бросьте чтение и кладите поклоны, – или размышляйте. Надо иметь неразвлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние – весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил. По временам только клали поклоны. Главную же молитву совершали ночью. У одного написано: помолись с вечера два часа, потом поспи шесть часов, а там встань и молись до света.
Когда внимание к Богу живо, и внутренне молитва идет; тогда лучше ничего не начинать делать (дома-то), а сидеть, или ходить, или, лучше, стоять пред иконами и молиться. Когда начнет слабеть внимание, подогреть его чтением или размышлением.
Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних некиих ощущений и особенно до сердечной теплоты, – правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободну в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило.
Тело надо держать постоянно в струнку, как
– 196 –
солдат на параде, никак не позволяя себе распускать членов, не только при хождении и сидении, но и при стоянии и лежании.
Дела все – и большие и малые – делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается.
Всякого приходящего, или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица.
Всех принимать, как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему.
В принятии пищи – немного оскудить питание, равно и у сна отнимать кое-что. Как что – сами смотрите. Не нужно вязать себя, а свободно действовать, иногда так, иногда иначе; одно имея в виду – плоти угодия не творить, и ни в чем не самоугодничать. И спать или бодрствовать тоже разно можно, имея одну меру: не засыпаться крепко.
Вам дал Бог слезы. Это добре! Но временные слезы – не все еще. Надо чтоб постоянные были. Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз. Из глаз текущие питают червь тщеславия, – а те, сердечные, Богу единому ведомы. На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением.
Читайте Варсонофия и Иоанна. Там определены все случайности и можно находить указание на все, в чем ни окажется нужда.
Извольте содержать в мысли, что учитель всякому добру один есть Господь, Спаситель наш. В час размышления, или при поклонах – внезапно появляться будут мысли спасительные, или руководительные, или пояснительные – надо их замечать – и записывать. Если будете предавать себя Господу
– 197 –
вседушно, то Он Сам преподаст, или чрез Ангела Хранителя, всю науку христианскую.
Выучите несколько псалмов на память таких, которые больше по сердцу. И потом во время поклонов можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву. Мне сказывал это один человек, который начинал сначала утрени – Помилуй мя Боже и не успевал кончить ее до конца утрени. Этот способ больше всякого другого развивает дух молитвенный.
Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в нем пребыванием – се производители жизни духовной.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец,
Е. Феофан.
– 198 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.01.2016.