1457.
/Начальник не должен пылить, а действовать с терпением. Средства достигнуть умной молитвы/
/Письма к В. П. В./
Милость Божия буди с вами!
Вот сколько времени я вам не отвечал. Виноват! Разленился, и дельце было.
Я думаю, что вы теперь уже попривыкли к делам вашего послушания, и самые дела текут у вас сносно. Даруй Господи, чтобы все шло лучше и лучше. Мудрость невелика! Не пылить, терпеть, исподволь понемножку все подвигать вперед. Господь этого хочет и всегда в этих делах есть всесильный пособник. Только не надобно никогда допускать: я хочу, – а – порядки того требуют; я же слуга ваш!
Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, – и если вы не молились умно, то и совсем не молились. – А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все
– 194 –
стараются мысленно к Богу возноситься. Если что следует сказать, так это то, что делают это не совершенно, не непрерывно даже и во время молитвословия, и главное без чувств. Таким образом ваше желание будет; как дойти до совершенства в молитве – умно к Богу возносимой? – Ответ на это:
ищите и обрящете.
Как выучились вы писать?! Трудом писания с желанием писать исправно по образцам. Делайте так и в молитве, – и выучитесь. Сама не придет; учиться надо.
1) Навыкайте ходить в присутствии Божием, пред очами Божиими с соответственными тому чувствами.
2) Как только свобода – кладите поклоны, в чувствах сокрушения и смирения.
3) Читайте книги все о молитве, – и размышляйте о ней.
4) Паче же всеми силами старайтесь церковное богослужение проводить в памяти Божией, – а затем и домашнее правило.
Тереть надо душу и согреется. Теплота когда придет, тогда и мысли улягутся, – и молитва станет чиста.
Все же от благодати Божией. Почему и надо молиться Господу, чтоб дал молитву.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец, Е. Феофан.
– 195 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.01.2016.