1451.
/Источники и пособия к преподаванию церковной истории. Характеристика Неандера. Наставление о должном преподавании сего предмета/
/Четыре письма к Т. А. К-ву/
Милость Божия буди с вами!
Теперь извольте приложить труд и молитву, и все пойдет добре *).
Жаль, что преосвященный Макарий не окончил (русскую) историю.
Есть история Русской церкви – преосвященного Филарета Черниговского. – Она конечно есть в вашей семинарской библиотеке. Если, случайно как, нет ее там, пишите скорей, я пришлю. У него целая книжка этого периода (т.е. синодального), хоть она невеличка.
Пожалуйста поменьше хитроумия и немецкого мудрования. По православному же сколько хотите мудрствуйте, т.е. всегда так было и так быть должно.
Я очень рад, что вам пришлось иметь дело не
_______
*) Письмо это писано владыкой тотчас же по назначении К-ва преподавателем Церковной истории в Воронежскую духовную семинарию, в чем принимал участие и сам владыка. Первоначально К -ву предложено было преподавать только Русскую церковную историю.
– 184 –
с общею церковною историею, а с русскою. Тут негде разойтись зломудрию – как делается там. – После хоть и придется может быть вам взять в руки и всеобщую, но до того времени успеют полопаться все мыльные пузыри, которыми набивают ваши головы в академии немецкие историки.
Относительно всеобщей – лучший источник история Флери. Это сборник древних сказаний о событиях церковных. Самый худший – Неандер. Этот проклятый жиденок всю историю перепортил своими мудрованиями. У него все устроялось борьбой противоположных сторон и партий. И он следит только за этим и нередко на одном слове строит целую систему и даже целую школу. – Таким образом у него нет места Апостольскому преданию, непрерывно хранимому св. Церковью. Таков же пошиб мудрования и у всех его последователей.
Извольте сие зарубить в памяти, и так умствовать, что все шло по Апостольскому преданию, споры поднимали не одна партия против другой в Церкви. А поднимались суемудры против Апостольского предания. Св. Церковь, хранительница его, стояла за него и поражала суемудрых, и из Церкви их изгоняла.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
– 185 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.01.2016.