1450.
/Об изучении и преподавании гражданской истории. Практические советы/
/Четыре письма к Т. А. К-ву/
Милость Божия буди с вами!
С первых слов я согласился на ваше намерение, хоть оно очень неожиданно *). Надобно однако ж хорошенько разведать, что можно встретить на этой дороге. Экзамен сделать конечно вам удастся, и особенно после подготовки. Но что дальше? – Вам сказали, что тотчас и место. – Всегда ли есть места-то? Во всех учебных заведениях – бывают, и не бывают. Пусть будет, но где? – Кадетские корпуса не в Санкт-Петербурге только и в Москве. Нет ли их в Сибири, на Кавказе, в Польше? Польша хуже Сибири. – Затем, будут ли вас спрашивать, не угодно ли вам в Сахалин? или еще куда, или прямо пошлют. – И когда определят без спроса, уважут ли предъявление, что вам неудобно то место. Так вот подобные вещи надо разведать, и приготовиться встретить их.
Может и другое что разузнать придется.
Так – Бог благословит. Но собирайтесь не волонтерничать по истории, а всюду проводить истину Божию, которая одна есть.
У меня есть история Шлецера и Вебера, и еще французская Контю (Испанца). – Коли там не найдете, какую-нибудь пришлю. Но, может быть, ныне есть какие поновее.
История в кадетских корпусах, вероятно преподается не так широко. Однако ж начала
_______
*) Т. А. К-в, по окончании курса в Московской духовной академии, до назначения его преподавателем в Воронежскую духовную семинарию, задумал было поступить преподавателем гражданской истории в один из кадетских корпусов и решил было уже готовиться к сдаче пробного экзамена по этому предмету. Но прежде просил совета владыки по сему случаю.
– 183 –
исторические и там должны входить в преподавание. – Кто ведет человечество и куда? – Христианин решает это иначе, чем ученые башибузуки. Бог ведет человечество к последней цели его; сие сознать и указать должен историк. Хорошо, если бы вы узрели сие.
Модная идея истории – развитие пустая, ибо ничего не говорить. Это нечто в роде фатума, судьба и рок.
Помоги вам Господи – и приготовиться и вступить на облюбленную дорогу, и преуспевать на ней.
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
– 184 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.01.2016.