. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 8. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 8

     

    1444.

    /Характеристика секты хлыстов и наставление о собеседованиях с ними/

    /К протоиерею NN/

    Милость Божия буди с вами!

    Посылаю вам 4 кн. против ваших сектантов.

    Это не молоканы, а хлысты, или скопцы. Молокан ни за что не станет держать икон и изображений священных, и в церковь не пойдет. А хлысты ходят в церковь, и все исполняют; равно и скопцы. Скопцы выродились из хлыстов. Хлысты ищут погасить похоть, какое погашение считается у них духовным воскресением прежде общего. Но как похоть все свое берет, то некто из них ухитрился отмахнуть бритвою беспокойный член. Ему нашлись подражатели, и пошло дело. Этого в настоящих книгах не значится, а я читал где-то, теперь не припомню. На вид они изможденные, – слюнявые. Говорят тихо, вкрадчиво, – От них ничего узнать нельзя, потому что первый пункт у них, – не открывать ничего про секту, хотя бы кожу сдирали. – Потому и пытать нечего. У них на собраниях делаются радения, кружатся, каждый особо или все как в хороводах, и разные делают движения до утомления. Это разгорячает кровь, раздражает игру жизни, отзывающуюся приятно. Это приятное состояние они называют нахождением Духа (накатил). А тут

     

    – 174 –




    духовного ничего. И пляшущие приходят в приятное возбуждение. Тоже и у них, – и больше ничего.

    Что у них бывает свальный грех, это неверно; хоть в статьях посылаемых это говорится. Грех после может быть случается с иными, но никак не на собраниях, и вы не поминайте об этом.

    При толковании с ними, и при разъяснении своем, – больше говорите о том, как получается благодать, и как благодать проявляется в силе. Получается чрез св. таинства, не иначе, – а явною становится в тех, которые умертвят страсти известными подвигами. (В Добротолюбии смотрите – выписки из св. Марка подвижника). Ясность сия состоит в особом разумении веры, в мирном устроении сердца, в углубленных молитвах, в самопожертвованиях во благо других, в терпении невозмутимом, так что смотрящие надивиться не могут. Отличительная черта наития Духа – мир глубокий, и отрешенность от всего видимого – внутрь пред Бога. Тут пресекается всякое движение телесное, и чувство употребления престает, т.е. бывает все совершенно противоположно тому, что бывает у хлыстов.

    Хлысты, от верчения пришедши в приятное возбуждение, иные в экстаз приходят. Кто словоохотлив – вскрикнет и начинает бурлить. Как у него ничего в уме нет, а есть только возбужденное состояние и желание высказаться, то он и бурлит, ничего определенного не высказывая. Другие же считают это все откровениями Божиими.

    Заходите и с другой стороны. У них Христос продолжает являться, в людях. Когда покажется им кто хорошим по-ихнему, они говорят: "Христос проявился"; и против этого направляйте речь.

    Но вы все увидите в статьях.

     

    – 175 –




    То, что они ведут себя хорошо, никак не укоряйте, – что не пьют и в хороводы не ходят, и не гуляют, – все сие добре. И своих побраните, что разгульная их жизнь заставляет иных от церкви отдаляться, полагая, что она не умеет воспитать настоящих христиан и поблажает порокам. А она не поблажает, а требует жизни строгой, – и побольше текстов в сем роде соберите.

    Так видите, заключайте, никакой поблажки нет, а снисхождение есть к немощам. – Немощи эти у хлыстов есть, – и притом не малые. И тут помяните потихоньку, что про них разузнано следственным порядком. – Но это не вдруг, а гораздо после. И еще прибавьте, у нас грешат, но грех грехом и считают, а у хлыстов и грешить-то будто дух велит (какой-то был у них парень) конечно дух – только не Божий.

    Извольте действовать, как вас Бог вразумит. Только по признакам вами указанным ведайте, что это хлысты, или скопцы, на них и напирайте.

    Не в церкви, а в беседе простой разберите – их раздельные песни. Ах – да вот как узнать их. Начните при нем читать их радельную песнь – у Кельсиева собраны скопческие и хлыстовские. У него сейчас заиграют глазки, только невзначай сделайте.

    Из книг Собеседника – просмотрите статью о людях Божиих, – из Кельсиева сборника – о скопцах. Сделайте нужные выметки, – и возвратите книги по миновании надобности.

    Поздравляю с протоиерейством. Благослови Господи! Но если вы обратите хоть одного хлыста, то это будет равно архиерейству. Это самые упорные сектанты. Враг держит их в прелести их

     

    – 176 –




    видимою исправностью, – и теми льстивыми приятностями, которые добываются во время их кружения.

    Благослови вас Господи всяким благословением, – и всех ваших.

    Глаз мой преуспевает. Катаракта зреет, и зрение умаляется. Но левый глаз служит, как следует.

    Ваш богомолец Е. Феофан.

    2 июля 79 г.

     

     

    – 177 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.01.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .