1360.
/О взглядах и сочинениях Льва Толстого/
/Письма к Н. И. К./
Милость Божия буди с вами!
Благодарствую за поздравление. Не успели поговеть. – Даруй вам Господи успеть это сделать. – Вот, может быть, на Крестопоклонной неделе, удастся.
Изумляет меня речь вашего сына о Льве Толстом.
Этот Лев – до 81 года был безбожник. Тут надумал взяться за веру, – и попал в глубины сатанины: св. Троицы не исповедует; о Боге самое
– 111 –
нелепое понятие; Господь Спаситель – простой сын человеческий; Церковь хулит; ни молитвы, ни таинств, – и ничего церковного не нужно; и будущей жизни нет. От таких диких учений чего доброго ожидать? – В нравственных правилах нет худого, но и доброго мало. Без веры, как жить доброю жизнью?
Какие сочинения Толстого разумеет ваш сын. До 81 года писал только романы. А с того времени написал – Евангелие, которое есть искажение истинного Евангелия; – написал: В чем моя вера? И тут все свои бредни поместил. Все бездоказательно, врет на чем свет стоит; – написал Исповедь, как он скверно жил, – как дошел до отчаяния, – и как уверовал во что-то, но совсем не в истину Божию.
Есть и еще что-то у него. Всюду бредни – самые безалаберные.
Не берите их в руки.
Уж нет ли этих сочинений у вашего сына?! Яд настоящий для молодежи. Не сказывая сыну про сочинения, мною указанные, расспросите его, – про какие он говорит сочинения, есть ли у него, читал ли, или только слышал. – Говорят, что эти сочинения отлитографированы, – и тайком распространяются.
В журналах стали разоблачать его бредни.
В генв. кн. Душеполезного Чтения – статья: Суд и присяга направлена против него. Писал редактор.
В журнале: Вера и Разум и в Православном Обозрении – начали подряд его разбирать, но только начали.
Вам нечего тут читать. Да и лучше не читать.
Возмущаюсь душою всякий раз.
Спасайтесь.!
Ваш богомолец Е. Феофан.
– 112 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.01.2016.