1204.
/Укрощение профессорши терпения. Благие ожидания от сибирячки. Родина святителя. Хорошие болячки. Упадок писательской энергии/
/Письма к В. В. Ш-ской (окончание)/
Милость Божия буди с вами!
Думается, что вы хорошо сделали, пристроив в обитель Евдокию. Вам покойно: и от того, что не
– 238 –
будет вам со стороны ее досаждения, и от того, что будете сознавать ее пристроенной и не заботиться более об ее участи. И она присмиреет, из страха, что там не будут к ней так снисходительны. Благослови ее Господи, и даруй ей укрощение нрава.
Благо и то, что Бог послал вам так скоро, кем заменить ее. Я два опыта знаю, по коим сужу, что сибирячки – кротки нравом. Вот вам предлежит еще опыт образования подвижнического нрава в душе благопокорливой. Евдокия была и сама для вас профессоршею, уча вас терпению. Верно Господь увидел, что вы уже кончили курс в этой школе, или в классе школы, и взял от вас учительницу. Наступившая будет для вас утешительницею. Благослови, Господи, ваше сожительство.
Вы и теперь, и прежде поминали про Ливенскую игуменью. Стало там монастырь есть женский?! Если знаете, скажите мне, как он устроен, когда и где. Никто мне не писал о сем. Ливны же от моего родного села 28 верст, там я учился в духовном училище. Мое село – старый город Черновск, между Ливнами и Ельцем, от коего отстоит на 38 верст.
Очень рад, что несмотря на внешние хлопоты и тревоги, молитва ваша стоит. Слава Богу! Это молитва в сердце. Она лучше и ценнее молитвословия читательного. Есть ли болячка в сердце? О. Парфений болячкою называл не отходящее от сердца чувство к Богу, не помышление, а чувство, служащее источником памяти Божией и всех духовных чувств, и таких движений, какие испытала св. Елисавета, когда взыграся Младенец во чреве Ея. В этом свидетельство, что потаенный сердца человек есть и растет.
– 239 –
Мое здоровье терплю. Книготворчество кончается совсем. Перечитываю уставы монашеские; и когда перечитаю – конец. Вот спанья-то будет!!! Слышу вопросы, когда же будет истолковано послание к Евреям. Но никакого позыва не имею к писательству. И кажется, что толкование это останется не написанным, хоть это очень жаль. Прежде бывали позывы писать что-нибудь. Сядешь и напишешь, – а теперь ничего такого не бывает; оттого и не пишется ничто.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
15 сентября 1891 г.
– 240 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.