1200.
/Еще о монашестве. К истории книги Святителя о древних иноческих уставах. Пособие к изучению монашеских уставов. Взгляд святителя на дело о брачных разводах/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Почему ждете вы бури и даже урагана за свою брошюру?. Никто и внимания не обратит и читать не станут. Кто занимается монашеством и монахами?! Браните, хвалите, никто и глазом не моргнет, и ухом не поведет.
А впрочем, может быть, кто-нибудь и заскрипит. Пожелаем таковым говорить дельно, если заговорят.
Пришло мне на мысль, что многое не ладно в обителях от того, что нет у нас авторитетного устава, на который могли бы опираться настоятели и настоятельницы, желая вести дело управления, якоже подобает. Оттого они кричат не громко, будто робея, а монах – братство смущает, будто мимоходом. Если б был устав, всякий видел бы, что настоятель, крича, прав, и что он обязан слушать, а не слушая штраф нести.
Полагаю, что если состоится возбуждаемое вами внимание к обителям, вопрос об уставе неизбежно будет входить в разбирательство. Взявшись за разработку устава, должны будут пересматривать древние уставы. Это заставило меня вытащить из хлама давно изготовленные мною уставы. Помните, что для второго тома Добротолюбия обещаны были уставы. Я и заготовил их. Как тогда раздумали их вносить в Добротолюбие, то они остались до
– 232 –
времени без движения. И вот теперь мне показалось благовременным стряхнуть с них пыль, пересмотреть и издать. Что я и делаю, т. е. пересматриваю. А издание сделают афонцы. У нас уже были об этом речи с предержащими афонцами.
Приготовительные уставы: Пахомия Великого, Василия Великого, Иоанна, Кассиана, и Венедикта. Афонцы еще предлагают взять устав Саввы Сербского. Прошу их прислать. Из всех их можно заимствовать богатый материал.
Известно ли вам, что архим. Фотий Юрьевский собрал из Отцов – пространный устав иноческий? Если нет, то примите сие к сведению. Его стоит просмотреть.
Есть ведь еще и старинный сборник истинных правил – некоего Никона Черногорца – Сириянина – одиннадцатого, кажется, века, – большой, большой.
Видите, какое богатство пособий!!
Но о сем довольно. Теперь о житейском.
О брачных союзах рассуждать очень мудрено. Усложнилось дело. Есть жены – ведьмы, есть мужья – лютые звери. Тот муж бежит от жены; здесь жена – от мужа, а плоть своего требует. А в молодости – вспышки любвишки, и пошли ребятишки. Дело идет не о признании законности незаконного сожительства, а об обеспечении детей, ничем неповинных. Мне думается, можно бы так решить: оставляя незаконность на челе рождающих, признавать законным воспитание и пристроение рожденных и требовать его от родивших, – не перенося пятна со лба родивших на рожденных, – когда они вступят в черед живущих в обществе, ибо они не виноваты.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан.
26 марта 91 г.
– 233 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.