1198.
/Сличение книг о. Матвеевского и Фаррара о жизни Спасителя. Извлечение из книги о Гетте о папах. О монашестве/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами,
Добрейший мой Н-лай В-вич!
Книга Матвеевского на почте. Завтра привезут. Благодарствую. Что ж про книгу ничего не слышно? Неужели никто – ни слова?! Грех. Или может быть только мне не пришлось прочитать. Если ничего нет, напишите хоть что-нибудь. И главное, – что в ней всюду видится Христос Господь, а у Фаррара, напр. – только горы да долы, ни Господа не видно, ни учения Его.
У о. Владимира Гетте – рельефно выставлена главная мысль: восемь веков папы соперничали; в 9-м, как только почуяли, что за спиною нет константинопольского жандарма, а франкские короли – делают им глазки, – тотчас забурлили; а бурление сие
– 229 –
возвели в божественное право. Сие хвальшивое право ничем так не подрывается, как сличением речей и деяний пап в продолжении восьми веков, с речами и деяниями их после того, – и главное, после уверенности в покровительстве франкских королей.
Дивиться подобает, чего ради письмо Джунковского не переведено? Устройте перевод.
Монашество! Все зависит от настоятелей. Пошлет Бог хорошего, все добре. Нет такого – все вверх дном. У нас, например, рай растворенный. Такой глубокий мир!
Отчего вы думаете, что не надо под начал посылать в монастырь. Подначальные, как только поступят в монастырь, делаются святыми, потому что им крайне нужен добрый аттестат настоятеля.
Так же – когда викарный настоятель, его труды по монастырю несет его наместник. Как только викарный, по доносу наместника – одного-другого выгонит из монастыря, страх обуздает всех своевольников, – и пошла тишь; а под ее покровом и внутренней жизни упорядочение.
Благослови Господи ваш будущий большой труд о монашестве, и маленький настоящий о монашестве прежнем и нынешнем.
Писания разъясняют дело, а сама история течет своею дорогою. Из монахов никто, ведь, не хочет губить душу свою; только дело спасения отлагает до завтра, живет же, как живется, хоть и нераспущенно, но и не самоотверженно. В сем корень зла. Чем монахов заставить встрепенуться? В сем главное врачевство.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан.
14 генв. 91 г.
– 230 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.