1197.
/К истории Добротолюбия. Действие примочки Вревского. Мелкие сообщения. Неблагодарная немчура/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Виноват большою виною, что не отвечал вам на последнее письмо с поздравлением и благожеланиями. Но подождите бранить. Я представлю вам такую причину, что ваш укор пересечется на полслове. Вот причина! Без просыпа лежал на поучениях св. Феодора Студита – ноябрь, декабрь и январь. Только что кончил. Всего будет такая же книга, как Добротолюбие. И я полагаю издать сии поучения, не как поучения, а как наставление
– 227 –
монахам, определив на них четвертый том Добротолюбия: очень уже теперь достается старцам афонским.
Третий том Добротолюбия в переписке набело лежит предо мною, и ожидает перечитывания, которое и начнется завтра. По окончании сего перечитывания начнется заготовка пятого, конечного тома Добротолюбия, в который войдет все, что еще остается в греческом Добротолюбии; и если сего окажется слишком много, – то в сокращении.
А затем – зубки на полку!!!
Может быть, и по неволе это придется сделать, по причине слепоты. В последний раз имел примочку от Вревского барона. Дивная примочка!!! Как после нее всякий раз освежается глаз, – и лучше видит! Как глаза сами желают примочку, когда приходит срок! Как они чувствуют себя вообще от этой примочки – крепче и мужественнее! Но это действие на органический состав глаз, органического же повреждения у меня в глазах никакого нет. Катаракт есть механический налип на хрусталике, причем глаз во всех частях своих здрав и невредим, и сам хрусталик ничем не попорчен, а только имеет несчастие подвергнуться нападению этого налипа. Таким образом выходит, что глаз чувствует себя лучше от примочки, а катаракт ухом не ведет, – налипает, да налипает. И зрение тускнеет, кругозор его сокращается, и все подходит ближе и ближе.
"Церковного Вестника" не выписываю; потому что нынешний год ничего не выписываю, и читать не намерен. Надо кончить Добротолюбие. По программе "Вестник" тоже, что "Епархиальные Ведомости". Кажется, о. архимандрит получает. Посмотрю. Не
– 228 –
смотрел, потому что все на глазах был св. Феодор Студит.
Жизнь Господа Спасителя Матвеевского, думаю, хороша будет. Желаю ему успеха. Если он не возьмет моего порядка событий Евангельских: вольному воля!
В прочем всем чувствую себя добре. Чего и вам от души желаю.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан.
PS. Какова немчура проклятая! После войны с Францией император их на весь свет прокричал благодарность покойному Государю, уверяя, что и род его и народ этого никогда не забудет, а чрез пять дней или восемь – составил коалицию против России, без всякого с нашей стороны повода. Имеяй уши слышати, да слышит.
– 229 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.