1191.
/Старческое ослабление сил святителя. К истории психологии Кашменского. Полезно ли быть академии в Вильне. О современном католичестве/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Все собирался отвечать вам и не собрался доселе. Отчего? Крайне занят безделием. Испытывали вы когда-либо эту ведьму!? Нет? – и избави вас Господи! Приходится, верно, мне найти некое бездельное дело, которое содержанием богаче всех дел.
Посылаю вам два экземпляра толкования 33-го псалма. Прибавляю еще один для о. протоиерея Исаакиевского собора Смирнова. Занесите когда. И познакомитесь, если не знакомы.
Вы спрашивали о психологии свв. отцов. Издана о. протоиереем соборным Вятским, о. Степаном Кашменским. Первая книжка была у меня. Запала где-то. Ищите – и обрящете. Написано хорошо. Когда я был в С.-Петербурге на ректуре, автор заходил ко мне и говорил о своем намерении составить такую книгу. Я подзадорил его. Мы – товарищи по академии.
Академия духовная – в Вильне?! Почему же ей не быть полезной? Ваши страхи за направление немного преувеличены. Если не любовь к православию, – которую я предполагаю во всех учащих в академиях, за исключением случайных и редких единиц, – если не любовь, то гонор не допустит уклоняться в протестантство.
А католичество ныне по направлению хуже протестантства. Протестантство хоть на чем-либо стоит, а католичество совсем уклонилось в религиозные
– 217 –
мечтания. Такие у них введены начала богословствования.
Я здоров. Желаю и вам здоровья паче всего; потом благоденствия, наконец, души спасения.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан.
19 ноября 1889 г.
– 218 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.