1190.
/Программа христианской психологии. Добрые плоды книжек святителя/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Я послал вам 33-й псалом. Еще не дошел он до вас. Там в письме и о психологии отеческой. Вы хорошие берете хлопоты – найти или составить и издать психологию христианскую. Вот, по-моему, какова должна быть программа этой психологии.
Изобразить состав естества человеческого: дух, душа и тело, – и представить систематически перечень всех способностей и отправлений каждой части, – и затем описать состояние и частей естества, и способностей: – 1) в естественном состоянии, 2) в состоянии под грехом, и 3) в состоянии под благодатью.
– 215 –
Маленький опыт такой психологии представлен мною в письмах о христианской жизни – выпуск третий: письма XXI-XXV, и в прибавлениях стр.381-609.
В порядке уроков по нравственному богословию – это шло под рубрикой – следствия доброй и худой жизни; а в письмах – будто по желанию того лица, к коему писались письма.
Очерк всего не худой, но все в зачаточном виде. Подробнейшее развитие требуется.
Только о теле – никуда не гоже. Помнится, уморила, и понерадел о сей части.
Уроки по психологии в новгородской семинарии – плохенькие. Нечего о них хлопотать. Но общие черты вошли в означенный очерк в письмах. У меня нет тех уроков.
Психологии Чистовича не видал.
Николаевского – помню. Он из лучших учеников был. Благослови его Господи!
Вы меня восхитили вестями о плодах моих книжек. Уж шампанское кипело – кипело в голове и груди! Насилу притянул память о грехах, и как водою залило весь этот хвальшивый пыл.
Благослови вас Господи всяким благословением!
Ваш доброхот Еп. Феофан.
P.S. Когда станете делать извлечения из психологии Кашменского – рубрики возьмите из моего очерка, – а материал – из того сборника.
Коли хотите, может издать мой очерк – как есть, особо.
Издание всех писем передано афонцам. Я думаю, они не станут хорохориться за особое издание этой частички. Надо будет прибавить предисловие, – и
– 216 –
оглядеть, чтоб не видна была разность писем от прибавлений.
1 ноября 1889 г.
– 217 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.