1182.
/О Святой Троице и управлении Церкви. Уступка издания своих книг афонцам. О сделанном посеве. Состояние сил/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Виноват, что так долго не отвечал. Виновато возложенное вами на меня послушание – написать. Сколько раз брался за дело и ничего не шло из головы. Так и бросал перо. И теперь пишу, чтобы только известить вас, что дело это у меня не клеится. И не могу сказать, склеится ли когда-либо. Может быть причина сему в том, что сказать нечего. Ведь это первый пункт догмата о Пресвятой Троице, что исключительно каждому лицу Ее принадлежит
– 202 –
только личное каждого свойство – нерожденность, рожденность и исходность. Все же прочее едино и обще есть для всех. Общи – имена Божеские, общи свойства Божеские и Божеские действия: творение, промышление, устроение воплощенного домостроительства, содевание спасения каждого, устроение и хранение церкви, и все прочее, что от Бога только и может происходить.
Читающим Писания ведомо, что Творцом, например, именуется и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святый; также и Промыслителем, и Вседержителем, и Спасителем и проч. Едино у них царство, едина воля, едино всеведение, едино всемогущество, едино вездесущие, и прочее все, что только говорится или, может быть, говорилось о Боге, есть обще всем, и едино. И это не в том смысле, что одинаково, а в том, что все сие едино есть. Припомните символ Афанасия Великого. Выписываю немножко: вечен Отец, вечен Сын, вечен Дух Святый, но не три вечные, а един вечный, равно не три не созданные, и не три непостижимые, а един не созданный, един непостижимый. Подобно – Вседержитель Отец, Вседержитель Сын, Вседержитель Дух Святый, но не три Вседержителя, а един Вседержитель. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святый, но не три Бога, а един есть Бог (Том.4, в конце). Вонмите: един Бог, говорит, а не Божество едино. Хотя иногда говорится так, но существенно надо разуметь – Бог един. Иначе – Божество едино – будет отвлеченное понятие от трех раздельных. И говорить так и понимать будет – разделять Божеское естество, и вводить три Бога раздельных. У кого же три Бога, у того нет Бога, ибо Бог истинный Един есть, а неистинные боги – не боги.
– 203 –
Таким же образом и действия Божии разделяющий по Лицам Св. Троицы и одно одному, другое другому Лицу приписывающий разделяет естество, и вводит трех богов, и вследствие того не имеет ни единого.
Это вселенские положения. От них исходя, взгляните на встреченное где-то вами место: "Церковию правит Дух Святый", решение, права ли такая мысль, само собою вам представится. Если сказавший сие разумеет правление церковью не как исключительное дело Св. Духа, а как Его действие не раздельное со Отцом и Сыном, то тут ничего неправого не будет. Если же так разумеет, что оно есть исключительное Его дело, то он грешить против православия. Говорить так: Дух Святый правит Церковию, можно, если разуметь при сем: нераздельно со Отцом и Сыном, как говорится о творении, где Отец сотворил мир, где Сын, и где – Дух Святый, в такой мысли: Отец – не без Сына и Духа Святого, Сын не без Отца и Духа Святого, Дух Святый не без Отца и Сына. Так и о управлении Церковью следует говорить и помышлять.
Видимо кто управляет Церковью? Пастыри. А их кто поставляет? Бог Отец (1 Кор. XII, 28); Бог Сын (Еф. IV, 11); Бог Дух Святый (Деян. XX, 28). Следовательно, Церковью правит, чрез пастырей, не одно какое лицо исключительно, а единый Триипостасный Бог. Почему, она именуется Церковью Божиею (1 Кор. X, 32; XI, 16; XV, 9), или Церковью Бога жива (2 Кор. VI, 16; 1 Тим. III, 15).
Кто правит каждым христианином, чтобы он жил и действовал, как подобает ему сие, яко христианину? Тот, кто живет в Нем, Живет же в Нем – Бог; почему он храм Божий есть (1
– 204 –
Кор. III, 16), и Бог вселился в него, как во всех верующих истинно (2 Кор. VI, 16); Бог Сын, как свидетельствует св. Павел о себе: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. II, 20); Бог Дух Святый, как говорит тот же Апостол о всех верующих: "Дух Божий живет в вас" (1 Кор. III, 16), и "елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове" (Римл. 8, 14). Таким образом верующие водятся и правятся нераздельно Богом Триипостасным. Поскольку же Церковь есть совокупность всех верующих, то и она также правится.
Правда, говорится, что Глава Церкви есть Христос Господь (Кол. I, 18), Который питает и греет ее (Еф. V, 29) и Которому она повинуется (– 24). Но во главу Церкви дал Его Бог Отец (Еф. I, 14-22), и Он же дает ей Духа премудрости (Еф. I, 17), Который властно глаголет церквам (Апок. II, 7 и др.).
Этих нескольких мест, думаю, достаточно для уяснений, как воистину правится Церковь.
Больше ничего не нахожу сказать.
Посланные вами семена получил. Посеяли, но не знаем, что Бог даст. Как бы воздух здешний не помешал им оживиться.
Книги свои все отдаю афонцам за половинную цену. Это отпечатанные. Но и дальнейшее издание их тоже поручаю. Племянник писал, что никто не выписывает. При издании ему выговорено нечто. И себя не забыл, чтобы давали мне для раздачи.
Здоровье мое исправно, но и леность здоровенна. Всякая энергия расслабла. Хоть и понемногу копаюсь.
Благослови вас Господи всяким благословением!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан.
– 205 –
PS. Как вы думаете? Подымется на нас немчура, а с нею и вся Европа? Мне не верилось, а потом стало подумываться. Почему? Следует наказать нас. Пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писала мне, что в какой-то газете – "Свет" № 88, напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия отвратилась от нас; ради Ее и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас?! Увы!
23 мая 1888 г.
– 206 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.