1162.
/Конец трудов по составлению Евангельской Истории. Разъяснение порядка некоторых событий этой истории/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Добрейший Н-лай В-вич!
Я писал к вам в Спб. Письмо м. б. разъедется с вами.
Я писал к вам, что составляю Четвероевангелие или Евангельскую историю словами св. Евангелистов. Теперь кончено все. Остается только переписка.
В сей истории я удерживаю две вечери для Господа одну за 6 дней до Пасхи, а другую за два. Так покажите отцу пишущему.
Кстати помяну – об отречении св. Петра, – и о посещении гроба Господня св. мироносицами.
– 174 –
Об отречении Петра есть три сказания, отличные одно от другого: 1) Св. Матф. и Марка сходные; 2) св. Луки и 3) св. Иоанна. В каждом по три отречения. Если станем из трех первых слагать одно первое, из трех вторых одно второе, из трех третьих одно третье, то не сладить с делом.
Потому я решил так: считать за отречение не то, что св. Петр сказал: "не знаю человека", а приступ вопрошавших. Приступила служанка, вслед за нею другая, потом еще кто-нибудь. Св. Петр и той, и другой, и третьему говорит: нет, нет, нет – не знаю. Те замолчали, и это одно отречение. Немного позднее опять нападают, св. Петр опять тремя отрицаниями успокоил их. И это второе. Так и третье.
Три было нападка, три отречения, хотя каждое состояло из трех, но в полноту отречение доходило только по третьем отречении.
Первое, по Ев. от Иоанна – 18, 17. 18. 25-27. Второе, по Матф. 26, 58. 69-74, и Марка 14, 54. 66-72. Третье, по Ев. Лук. 22, 55-62.
Отречения сии не надо вставлять в сказания о суде над Господом ночью и тем разрывать его; а написать все отречения, по окончании суда, и выведении Господа из синедриона на двор.
Думают, что дома Анны и Каиафы были в разных местах. Дом первосвященнический был один, с разными флигелями: для Анны, Каиафы и для синедриона.
С прихода Господь перебыл немного у Анны, только пока соберутся в синедрион. Может быть Он туда же пришел. При этом пришлось пройти только через двор.
– 175 –
По Иоанну отречение началось у ворот входных, и кончилось у костра.
По Матвею и Марку – началось оно у костра, повторилось при выходе с белого двора на черный двор, и кончилось на черном дворе или в привратнической. Третье отречение было все у костра. Господь по выходе из синедриона – тут же был где-либо на дворе. И взглянул на Петра.
И хождение жен на гроб в день воскресения нельзя стройно описать, если принять, что они все кучкою ходили, – и за один раз. Надо признать три прихода – и три сказания о них. О сем извольте посмотреть в письмах к разным лицам Еп. Феофана, письмо 23.
Жены вечером в субботу сговорились, утром в первый день недели, пойти на Голгофу и помазать миром Господа. Но для похода туда не собираться в городе, а идти на Голгофу, как кто может, и там ожидать пока все соберутся. Они не в одном доме имели квартиру, а в разных. Оттого вышло, что из города вышли и на Голгофу приходили не все разом, а по частям. Но какие ни приходили туда, видя, что Господа нет, и получая извещение, что Он воскрес, не имели уже нужды выжидать, а приходили и уходили.
Прежде всех приходила Мария Магдалина, по Ев. Иоанну.
Когда она от гроба побежала к Апостолам, приходила Иоанна, жена Хузы с некоторыми другими, по Ев. Луки, потом пришла Мария Иаковля и Саломия, тоже вероятно с некоторыми, по Ев. Матф. и Ев. Лук.
Получив повеление от Господа и Ангелов идти сказать Апостолам о воскресении Господа, они собрались наконец все у Апостолов, по Ев. Иоанну, 24, 10.
Им не поверили.
– 176 –
Плодом всех их свиданий было только то, что св. Петр еще сходил посмотреть гроб.
Дальнейшие сказания о явлениях Господа идут своим чередом и не требуют объяснений.
Вот что еще. Погибель Иуды помещается вслед за отведением Господа к Пилату. Как он принес сребро свое к первосвященникам, а первосвященники пошли в эту пору к Пилату, то надо полагать, что сие дело Иуды имело место после, когда власти церковные были свободны. Это и из сказания Ев. Матф. видно. Ибо тут говорится, что держали совет и положили купить горшечниково поле. Когда тут было это делать? Потому я уже полагаю это в конце событий, в пятницу, после положения Господа во гроб. Хорошо и у вас там сделать то же.
Се – рех вам.
Мне предлежит переписка, которую беру сам на себя, в той мысли, что может быть еще что придется подчистить; не в самой Ев. истории, ибо тут идет сплошь текст священный, а в объяснениях, почему так изворачиваются события.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
4 июня 1884 г.
– 177 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.