1160.
/Подробности об исправлениях в просматриваемой книге "Жизнь Спасителя". Труды по Добротолюбию/
/Письма к Н. В. Елагину/
Христос воскресе!
Добрейший Н-лай В-вич!
Оба письма ваши последние получил на Пасхе. Я упредил ваше желание – не спешить отсылкою рукописи, – и отослал ее. Застанет ли она вас в Питере?! Дойдет когда-нибудь и до ваших рук.
Письма с тою посылкою не было. Пишу теперь. Там все прописано, как чему быть, и почему. Немножко надо передвинуть события: что указано. Писано все карандашом. Можно вычистить, если не понравится; но Выша не откажется нахмурить брови. От чего будет затмение солнца. Виновные пусть устрашатся.
Какие там ноты наделаны, все перезабыл. А тюк зашит. Ничего не прибавлю.
Сказания об исцелении прокаженного – уже прошло. И он стоит на своем месте, т. е. пред исцелением расслабленного.
Посещение Назарета – два – добре! Но первое, что у Ев. Луки, надо поместить не там, где оно поставлено, а немного после, именно не пред вселением в Капернаум, а во время первого хождения по Галилее пред исцелением прокаженного. И будет в это хождение – два события, посещение Назарета, – и исцеление прокаженного. Сие в заметках отосланных показано.
Еще надо бы, вместо одного, два видеть события. Это о призывании Апостолов – с ловли. Они характерно отличаются. И комкать их в одно событие без натяжек нельзя. И сделать два сказания: одно
– 171 –
как у Ев. Матвея, другое как у Ев. Луки. А где их поместить? Одно прямо по вселении в Капернаум, как у Ев. Мф. и Мр., – а другое по возвращении из первого хождения по Галилее, – пред исцелением расслабленного, предполагается: воротились, не тотчас же и исцеление? Отдохнуть надо. И отдыхают. Спаситель особо, в уединении. А Апостолы пошли половить рыбы. Ведь это только выйти из города. Тут и есть. Вышел и Спаситель. И было то, что у Ев. Луки. Это окончательное позвание. Латинцы все уже так ставят или размещают сии сказания. И это даже во всеобщих церков. историях, коих имею две под руками.
Буду ждать обещанного присыла новых тетрадей.
Сижу теперь над вторым томом Добротолюбия. И чую, что теперь это делается с тяготою, тогда как первый живо был смастерен.
Кассиан святый и пр. Исихий – кончены. Течет преп. Нил премудрый. Пред св. Кассианом надо поместить извлечения из св. Ефрема. Он – начало. Конец – Исаак Сирианин. И все, кои между ними, все хоть понемногу, войдут в сей том.
Веселой вам поездки желаю, – и здоровой. Буди Божье благословение на вас.
Ваш богомолец еп. Феофан.
25 апреля 1883 г.
– 172 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.