1158.
/Об Ушинском и просмотре его трудов против штундистов. Предположения о своих работах и совет составителю книги "Жизнь Спасителя"/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Добрейший мой Н-лай В-вич!
Поздравляю и вас со вчерашним праздником Рождества Христова и с завтрашним новым годом. Даруй вам Господи всего хорошего и утешительного.
Спешу указать вам место жительства Ушинского. Но наперед восклицаю: можно ли не знать сего?! Выйдете на двор в полнолуние, и смотрите на луну. Самые светлые точки это –К, – следующая за нею И, – потом идет Е и, наконец, В. Вот вам и место жительства. Можно ли этого не видеть?! Но мне подумалось, что я прежде писал, что он там живет.
Я точно думал перевести только беседы Варлаама с Иоасафом царевичем, – в противоядие Ивану Буяну. Но потом опять воротился на старое: изобразить картину течения жизни истинного христианина от начала до верха совершенства... в картинах,
– 166 –
куда войдут назначенные беседы, – и подобия Ермы, и видения Ездры, Даниила, др. пророков, Апокалипсиса, и многих святых из четь-миней. Когда-нибудь надо засесть на год и более, – и все сладить. Будет ли это?
Мне думается лучше обойтись в описании земной жизни Спасителя – без некоего Louis. Все западные много пустяков пишут, – а о деле по верхам касаются. Нечего денег на них тратить и глаза ими мутить. Поболее из св. отцов и будет предобре.
Праздниками читаю св. Григория Богослова – глубокого и высокого. Но таинство Пресвятыя Троицы все остается таинством, – неприступным.
Ушинский пишет против штундистов, добыв пункты исповедания их веры. Пишет, и ко мне шлет на ревизию. Хоть не полно, но все идет. На безрыбьи и рак рыба. Я думал сначала пополнять. Но возопила леность, и убедила меня погладить кое-что. И тем удовольствоваться. Как-будто и совестно, но что поделаешь с леностью? Для ней закон не писан. Пополнее, может быть сам вздумаю писать. Об одних иконах надо написать целую книгу. И не книгу, а книжищу. Иконы – большое дают пособие кривотолкам немцам, надо их по носу. Буду ждать новостей, о преобразовательных движениях.
Посылаю вам книги, которые недавно вышли, кажется это конклюзия – следовало бы толковать послание к Евреям. Но по некоей поговорке много в голове, да вон не лезет.
Благослови вас Господи. Спасайтесь!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
29 декабря 1882 г.
– 167 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.