1154.
/О книге Ивана Буяна и пути ко спасению Эмина. О Петербургских сектах. О своем глазе и проч./
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Н-лай В-вич!
Получил книги. Благодарствую. Ивана Буяна я давно, давно встречал. Тогда он был потоньше, а теперь – ишь как растолстел. Я пробежал его наскоро. Сектаторская у него в тексте одна какая-то страничка. В объяснениях побольше. Но вообще
– 160 –
это незаметно, – и может не бросаться в глаза, без особых внушений со стороны. Потому беды большой от сей книги нельзя ожидать. Само содержание книги показалось мне несоответствующим заглавию. Путь в небесный Иерусалим не совсем верно изображен. Во время чтения книги мне приходило на ум исправить ее, – и выдать под заглавием: Иван Буян, *)
обратившийся в Православие. Но когда кончил чтение, леность вступила в свои права, – и не шевелись!
Эмина Путь ко спасению, кажется ничего не содержит сектаторского и перевод старинный. Я читал его давно-давно. Прочитаю еще. И Буяна, думаю, еще прочитать, может быть повернее увижу его добродетели и пороки.
Пашков-то, Пашков?!! Помоги, Господи, владыке зажать ему рот!
Там у вас еще апостольская секта есть. Сосед наш помещик был там недавно – сынишка наведывал, и прислал мне два номера "Голоса", где описываются сеансы сих помешанных, а потом и история их секты. Сеансы пишущий сам видел, а историю слышал от какого-то епископа их, или евангелиста. №№ "Голоса" – 74 и 84. Тут не все. Конца нет. Если вам удобно, пришлите конец. Пишет Пругавин в фельетоне. Против этих следовало бы писнуть.
Глаз мой еще не созрел. Еще с год пройдет. Различаю еще предметы, и цветность, а когда созреет катаракт, тогда он различает только свет и тень. Когда придет время, потолкуем, как устроить операцию. Денег у меня куча. Благодарю за предложение.
_______
*) Он – Буян... а это уж так...
– 161 –
Относительно жизни Христа Спасителя мой взгляд такой: оставить дело составителя, сказавши только ему, что желательно видеть в книге. Он мастер дела. И вопросы, требующие разъяснения, ему ведомы. Брошюры пр. Амвросия еще не получил. Добре он сделал. Пусть еще говорит – для пробуждения совести. Заснули все, и живем спустя рукава. Пишущий сие – образец в сем роде.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомол
Еп. Феофан.
1882 г. июнь.
– 162 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.