1152.
/Еще о своих письмах и о записке Ушинского о штунде. О латинском тексте творений Аввы Исаии/
/Письма к Н. В. Елагину/
Вашему молчальничеству о Господе радоватися!...
Что замолчали? Разве нечего написать?! Да у вас там, – если каждый день по стопе писать, и то всего не перепишешь.
Или вы считаете череду за мною? Нет. Я вам отписал на последнее скоро. И хоть нечего писать отсюда, но все думается: писну, и тут же подумаю: вот подожди, может быть с почты привезут письмо. Видите, какие тут движения, а вы там и ухом не ведете.
Писем мне наслали – кучу, 1000. И я понемножку их – туда и сюда – прилагаю к посылкам. Исповедуюсь, что меня часто тяготит мысль: что ты лезешь с своими никуда негодными письмами, всем надоел?! Право так!
Но вот на днях преосвященный Иаков невзначай доставил мне утешение, прописав, что пишет ему о сих письмах какой-то директор училища, что-де надо бы миллионы экземпляров отпечатать, и по всем школам разослать.
Уж не конклюзия ли это моего писательства?! Что-то ничего не пишется. Станешь писать, – пырь, пырь, а все ни с места, и бросишь.
Собирался писать против штунды. И не бросаю еще сборов. Но подожду, что выйдет от Ушинского.
Ушинский присылал мне свою записку сенатору Половцеву – о штунде. Я ее списал, дает сведения цельные. Пришло мне на ум, – как бы хорошо прочитать ее г. Обер-Прокурору. Но думаю, что может быть Половцев сообщил ему. И
– 156 –
догадываюсь, что так есть, – по тому обстоятельству, что Обер-Прокурор собирал сведения о том, какие иереи упражняются в лечении больных. Не думают ли восстановить медицину в семинарии, как было? При чтении той записки мне подумалось, что это хорошо бы было, если бы восстановили. Немецкий пастор, заводчик штунды, много наших набирает тем, что лечит.
Посылаю вам Симеона святого последний выпуск, – да мысли на каждый день, – да 5 глав, – и писем в Спб. несколько.
Посмотрите, какая оказия? Когда собирали 1 т. Добротолюбия и предлежало переводить Авву Исаию, а просили Афонцев поискать его на греч., ибо он был у меня только на лат. у Миня, тогда не нашли. Но теперь нашли, и списали для библиотеки своего монастыря. На днях и мне прислали. Стал сверять, и увы! вижу что надо сделать новый перевод. Латинский или вольничал, – или иначе читал, довольно несходства, хоть оно не слишком крупно, но весь склад речи пойдет уж новый.
Вот я вам сколько историй насказал, а вы молчите!!!
Ну – теперь все... Остается поздравить вас с благополучным окончанием Четыредесятницы – и изъявить благожелания по случаю наступающего праздника Св. Пасхи. Сие и творю.
Благослови вас Господь всяким благословением!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
Казанская академия изволила почтить меня званием почетного члена академии. Скажите, пожалуйста, что это за лицо? У меня нет устава нового и я не знаю, что это, обязывает это меня к чему либо?..
14 марта 1882 г.
– 157 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.