1142.
/Совет автору, подвергшемуся журнальной критике. Об обороне церковной истины. Дурные речи о церкви за границей и дома. Ответ на просьбу о Г. Кульжинском. Доброе дело святителя для г-жи Аскоченской/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с выпуском книги. Поздравляю и с началом бомбардирования. Мужайтесь, и не
– 138 –
моргните. Мне думается, что вам сразу не отвечать лучше; а подождать, пока все выболтают свои вам или книге вашей панигирики. Будут конечно противоречия. После оценки и можно ответить, – кое-что прибавив, в видах разъяснения дела. Что кричат, это не худо, а хорошо, – и что бранятся – тоже. Ибо это означает, что больно.
Об издании журнала: оборона истины церковной, – и я думал, что нужен, – и толковать нечего. Но я остановился на том, что это дело должен делать Ц. В. Ибо он провозглашен органом Св. Синода. Ему и следует по совести, если она есть, оборонять дело веры и церкви. Я полагаю, что обер-прокурор мог бы настоять на этом. Ц. В. печатает теперь все, что читается в светских газетах. Но замечания делает не на все. К этому его и обязать, чтобы на все делал замечания, и не по поводу только статей в светских журналах и газетах, но и в духовных. Но если это находят неудобным, то конечно надо особый журнал заводить.
Благослови Господи! Пишут мне из Рима, что прочитали в газетах или еще где-то – дурные речи о церкви, а опровержение не знают где бы найти. Спрашивают, что выписать, чтобы там находить опровержение. Сказать-то ведь нечего. Вот и стал в тупик. Думал порекомендовать Ц. В., но это не в успокоение послужит, а в большое обеспокоение. Ибо там вся дрянь перепечатывается. Этот журнал стал распространителем худых мыслей о церкви и делах церковных. Иной в захолустье живя и не услыхал бы никогда иных худостей, а вот теперь ему прислуживает Ц.В. и преподносит всякую дрянь.
С Нарышкиными я почти разошелся, и не пишем
– 139 –
уже друг к другу. Потому писать ему о Кулъжинском, хуже чем не писать. К тому же, чтобы переменялся директор народных училищ, не слышно. Да как он от Нарышкина зависит?! У него в Тамбове есть школа народных учителей. Разве тот директор чает уйти. Подумаю, нельзя ли чрез кого-либо указать в таком случае Кульжинского.
Тузов писал ко мне. Мысли те уступлены Аскоченской, – и она нашла уже издателя, под таким условием: 15 руб. за печатный лист, если печатается один завод, а если два – 20 р.; формат и шрифт – писем о духовной жизни по поводу писем Сперанского. Сверх того – мне 50 экземпляров и Аскоченской – 25. Уплата денег часть в начале, последние чрез 4 месяца, или чрез полгода, по выпуске книги. Бели хочет, может издать на сих условиях передовые статьи Домашней Беседы за 1871 и 1872 годы. Они тоже принадлежат Аскоченской.
Книгорезка у обер-прокурора – добре. Но книг послать все претит дух – добрый или худой, не разберу.
Спасайтесь!
Благослови вас Господи!
Ваш богомолец
Еп. Феофан.
10 февраля 1881 г.
– 140 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.