1141.
/О полученной книжке. Напоминание о Пашкове. Еще о статье г. Л. О своих текущих занятиях. Ученая немчура/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Добрейший мой Н-лай В-вич!
Книжку получил и прочитал. Хороша. Дай Бог, чтобы имеющие власть поправить дело, взялись за труд исправления церковно-религиозной распущенности. Так сердце сжимается.
Что же это Пашков-то? Митрополит писал, что он уехал, другие писали, что выслан, и не воротится. Владыка верно не знает, что он только скрытнее стал действовать. Забежали бы к нему и сказали про Пашкова.
– 137 –
Честь имею доложить любителю записок, что составить такую о рассуждении Л. ......... неудобно. Надо прочитать все рассуждение, и из всего его выйдет, что он не признает, что церковь есть столп и утверждение истины, положение лежащее в основе православия. Рассуждение это напечатано в "Чтениях Московского общества любителей духовного просвещения". Ученую критику на него пишет "Православное Обозрение" – преподробно, разбирает по ниточке, и ни одной не оставляет живой. Потрудитесь пробежать то и другое.
Что делает Выша? Баклуши бьет. Письма в Спб. 5-е, 6-е и 7-е – написала, и залегла спать. Только переводом св. Симеона не много позаймется и довольно. Последние слова Симеона (осталось 10) – верх совершенства духовного, разумения. Ученая немчура ничего того не понимает. Оскудела разумением духовных вещей, упершись всею немецкою натурою в букву. А вот неученый православный одним поклоном дошел до какого разумения?!
Зачем в книжке напечатано: под редакциею Елагина? Разве не он составлял. Если – да, скажите на ушко – кто? А если он, то чего ради так сделал. Разве, чтобы легче было сносить великие похвалы, какие посыпятся от тех, коим сладко будет чтение.
Благослови вас Господи всяким благословением!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
21 января 1881 г.
– 138 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.