1132.
/Предположение об издании наставлений о молитве и трезвении. Новый волк из партии Редстока – Пашков и меры к пресечению сеемого им лжеучения/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Возлюбленный о Господе Н-лай В-вич!
С Новым годом!
О молитве и трезвении – нет в продаже. Это оттиски из "Тамбовских Епарх. Ведомостей" и все уже разошлись. Думаю прибавить извлечение о молитве из св. Златоуста, – и толкование молитвы Господней переделать в письма. И издать две книжки. Но когда? Когда позволит мне моя леность.
Изъел душу мою Пашков. Вот что узнаю из достовернейших источников, или уст.
– 123 –
1) Пашков с сестрою и дочерью – разъезжают всюду, – и проповедуют, залезают даже в трущобы. По домам ездят по приглашению. В доме кн. Гагариной бывают собрания, приходит и простонародие.
2) Отпечатаны книжки с их зловерием, кои распространяются, не хуже исаакиевской кафедры. В Москве о. Арсений показывал мне книжонку, под заглавием (кажется): "Христос Спаситель", – и в ней фразу: "поп не отпустить тебе грехов на исповеди, силы такой у него нет" (мысль, а слова забыл). В средине, может быть, и другое что найдется дурное. Книжка разрешена цензурою.
3) Пашков говорит (или показывает), что имеет письменное разрешение – от Государя и митрополита, с приложением печатей проповедывать Евангелие. Эта ложь сильно располагает в пользу его.
4) Недалеко от меня (говорит, кто пишет) живет бедный переплетчик. К нему ездит Пашков и учит, народ сбирается. Увлекает. И я был. Какой-то городовой пришел поглазеть, послушал, и бух на колени и ну молиться, то же было и с приставом.
5) Мои прачка и кухарка (пишет то же лицо) ходят его слушать каждый почти день, и увлечены. Чтоб отклонить их, я завел свои чтения. Слушали и сказали: и это хорошо, но там лучше. Мой священник узнал, что я собираю для чтения (ибо делал не раз и делаю), и сделал мне смиренное замечание, что так не следует, опасно, и еще что-то.
6) Пашков от увлеченных требует гласного пред ним произнесения слов веры, – и это он называет исповеданием. Кажется (не совсем ясно
– 124 –
написано), он таких исповедников записывает в свой каталог. Строю догадку: соберет какую-либо тысячу и потребует позволения составить с своими особое согласие (скоп) и свободно веровать, как веруют.
Потрудитесь доложить о сем владыке. Что я писал, ни под каким видом не сказывайте, – а скажите только, что это сведение петербургского происхождения от очевидца достоверного. Мне думается, что владыке можно бы вызвать попов и сказать:
1) Учите в церкви немолчно об устроении спасения. Пашков лгун – тем, что не все говорит. Говорит о покаянии и вере, а о благодати и таинствах, о церкви, об общении со святыми, о долге христианском и проч. не говорит: у него все делает вера, и отпущение грехов без исповеди, и благодать без таинств. А попы пусть полно все рассказывают.
2) Пусть попы заводят чтения – по вечерам и собирают и у себя и у других слушателей, и простых и бедных. Для чтения выбирать все то, что относится к общему строю веры.
3) Надо бы составить книжку – о пути спасения, просто написанную, и разбросать по городу даром, или по копейке.
Но без внимания оставлять дело не должно. Есть опасность.
Извольте все сие выполнить во имя Господа. Но обо мне ни гу-гу.
Спасайтесь!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
7 января 1880 г.
– 125 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.