1129.
/Хлопоты о пресечении пропаганды Редстока. По делу о признании раскольничьей иерархии. Религиозные чтения по домам/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Насилу отозвались. А я думал, что вы уж и не знать, куда улетели. Ну – вот теперь извольте ратовать дома.
– 118 –
Выписка о редстокистках – се! Увидите, что она очень много сказывает и крайне нужное владыке. Мне думается, что гораздо лучше все рассказать владыке, чтоб он все знал; только просить его не сказывать никому решительно, ни кто писал, ни кто передал писанное. Зная все, он осторожнее будет действовать. Имена, о коих писано, я вынес из строк и поместил особо. Останется вопрос, почему я не написал владыке? Говорите: уверен, что ему гораздо больше все известно, к вам же написал так по-приятельски. А вы владыке передаете, потому что сведения те считаете очень важными. Хоть владыка и знает все, но обновит знание и удостоверится, что оно обще-известно: Если вздумаете сказать, то нужды нет переписывать; а если раздумаете, то надо переписать всю выписку. Имена оторвать надо, – и оторванные передать.
Видите, вся беда, в попах молчащих! Надо гайдуков нанять и всех их пооттаскать за аксиосы.
Московский – не может быть еретиком. Но имеет свои взгляды на некие вещи. Дело не о том, чтоб дать раскольникам иерархию, а признать существующую у них. Это не Синод признает, а правительство. Для Синода же их иерархия все будет оставаться мирянскими чинами. Правительство спрашивает не о том, чтоб Синод признал ее, что не возможно, а о том, не будет ли пагубы от сего для православных. Это суть вопроса. Ответить можно и да, и нет, не нарушая православия. Дело внешнее. Может быть от сего вред, и может быть польза. Правительство поможет раскольническим архиереям забрать в руки мирян-раскольников. Ибо теперь они власти большой не имеют. А потом собьет архиереев в православие. Тогда
– 119 –
за архиереями и миряне оправославятся. Теперь же действие на раскол идет в раздробь. Се польза! И вреда будет. На первых порах все полураскольники к ним пристанут. Может быть и из сектантов раскольничьих иные к ним обратятся. Как это сразу обнаружится, то может ужаснуть. Но потом может пойти обратное действие. Пиша это, балагурю. Мнение мое – contr-раскольнической иерархии. Потому я не принадлежу к макарьевской партии.
Что вы говорите о упадке духа христианского и в священстве и в мирянах – сие воочию деется. А мы спим, чтоб поскорее воцарился противо-христианский дух. Вон по письмам Нарышкиной видно, что следует религиозные чтения заводить по домам. Ну-те-ка, сделайте почин!
Благослови вас, Господи, всяким благословением!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
28 мая 1879 г.
– 120 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.