1114.
/Чувства по поводу продолжающейся войны с Турцией. Штундистская пропаганда П. Чичерина и просьба о ее пресечении/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Дорогой мой Н-лай В-вич!
Благослови Господи ваши хлопоты по хозяйству!
Война наша идет, но как медленно?! Терпения недостает ждать. Хотелось бы, чтобы поскорее толкнули турку, – и дух вон. Но там – в Азии – что-то не ладно. Если не хитрость, то... Помоги Господи, вразуми военачальников, воодушеви воинов.
Некое лежит у меня на душе беспокойство. Если сможете, помогите не мне, а делу. Дельце вот в чем; Слыхали про некоего Василия Чичерина, некогда советника французского посольства. Он богомол, и наткнулся там на какую-то секту, увлекся, – и стал даже нечто вроде ихнего попа. Его там приглашали остаться, но он отказался, сказав: у меня есть родная Россия; ее надобно
– 102 –
просвещать и вот, оставя службу, он теперь в России ревнует по своей секте. В чем его верования, не разберешь, но видно не православные. В церковь не ходит, не причащается, от икон рыло воротит, и подобное. Все с евангелием или новым заветом. Штундист – настоящий. Но дело-то не в этом. Пусть себе как хочет. А вот в чем! Он уехал на войну не воевать, а соблазнять православных. Шастать будет он по лазаретам. И как там больше всего можно встретить душ расположенных слушать о спасении души, то он и надеется засеменить посредством сего свою секту.
Абаза – главный распорядитель по больничной части, был вице-губернатором в Тамбове, – и приятель семейству Чичериных. Сестра Василия Чичерина за Еммануилом Нарышкиным. Сей Еммануил с женою на свой счет (очень богат) поехал хлопотать о больных и о себе в Кишиневе (представлялся императрице). Так видите – Абаза с женою, да Нарышкин с женою – наивлиятельнейшие лица по больницам. Под их покровительством Василий Чичерин будет соблазнять православных, совращая их в свою секту, будет нырять по больницам, с евангелием, злоупотребляя им на пагубу душ. Нрава он тихого и все о Спасителе толкует. Это не худо, – но что отсюда выводит он – худо: ни церкви, ни таинств, ни святых, а о монахах – не поминай. Теперь вам, д. б. очевидно, что есть опасность для православных душ, – и есть из-за чего побеспокоиться. Что же сделать? Надо устроить, чтоб Василия Чичерина оттуда выпроводили, несмотря на то, что держит Евангелие в руках, – без всяких оговорок. Если известны вам лица, чрез которых можно действовать, так и скажите им, чтоб,
– 103 –
– осведомиться ли захотят о Чичерине, или прямо распорядиться высылкою, – действовали помимо Абазы и Нарышкина, и даже не обращаясь к ним по сему поводу: ибо хоть они едва ли, по индиферентизму, держатся мыслей оного Чичерина, но всяко не выдадут его, хоть и знают вину его.
Вот вам задача! Извольте решить ее самым удовлетворительным образом. Больше не о чем писать.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец
Еп. Феофан.
8 июля 1877 г.
– 104 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.