1110.
/При посылке нового предисловия для духовного сборника. О своих письменных трудах. Просьба о "Русском Архиве"/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Добрейший мой Н-лай В-вич!
Прежнее предисловие никуда не тоже. Кое-как скропал новое, и хоть оно тоже не прелесть, но все лучше прежнего, по крайней мере смиреннее. Препровождаю его, – и прошу покорно – его отпечатать вместо прежнего, которое под лавку.
Мне думается в конце его не худо бы приложить следующее:
"Сопровождаем наш сборник искренним желанием, чтобы любители духовного чтения находили в нем то, что желал вложить в него для них составитель" (непременно надо прибавить).
Кажется что надо приложить: иначе там речь оставлена будто без конца. Что касается до подписи составителя, то ее не должно быть ни под каким видом. Это входило в условия передачи издания афонцам.
– 97 –
Ваше предложение – составить алфавитный указатель наставлений, – доброе дело предлагаете. Но мне, думается, что это – надо сделать в конце всего издания; здесь же оно пока скудно будет. А труд не малый. Ведь это египетская работа. В конце, если я поленюсь, найдем кого-либо. Всяко тогда надо, а не теперь.
Еще – в ряду присланных листов – не достает – 15, 16, 17, 18 – со страницы 224 до 289. Повелите прислать поскорее. Отложу до того времени пересмотр, чтоб все пересматривать за одним духом. Вот одна книжка подходит к концу.
Если пойдет это хорошо, нужно поспешить изданием второй: которая вся готова. Устав св. Кассиана печатан уже был в "Тамбовских Ведомостях". Я думал издавать его особою книгою: но он уже издается. Почему устав напечатан в ряду уставов, а из прочего сделаем извлечение и поместим в третью или далее книгу.
Больше всего меня занимает – привести в систему – достопамятные сказания, Лавсаик, Лимонар, история боголюбцев. Патерик издания "Душеполезного Чтения" и мой из св. Саввы. Это будет, как воображаю, нечто очень цельное. Полная картина подвижнической жизни. Но это труд, может быть, целого года, а может быть и не одного. Изречения все преназидательны; но когда они расставлены, то представляются грудою песку. Сплотить их или сочетать как цементом, планом каким, хорошо будет. Все станет на свое место.
Но это все в будущем.
В настоящем 1-е к Коринфянам кончено. Отослал второе. Ибо к Римлянам лениво идет, остановилось на 7-й главе. Вот опять пойдет
– 98 –
черепашьим ходом. Издание же валовое думаю начать, когда все послания протолкую. Тогда все усердие посвятим их исправлению.
Но и сие есть будущее.
А смерть за плечами. Господи помилуй! Ну – что ж делать? После кто-нибудь докончит неконченное.
Сделайте милость помогите мне. Вот в чем дело. Мне желательно иметь "Русский Архив" в полном составе, с 71 года выпишу от издателя, а с первых годов, – издатель отсылает получать у кого-то в Питере, в Апраксином дворе, у книгопродавца Ваганова, – условий же не прописывает, по какой цене, и как пересылка. Забегите когда мимоходом к сему господину, справьтесь и скажите мне. Нельзя ли там же получить и другие издания при "Архиве" бывшие, отдельно от "Архива", 18-й век. Из прежних годов до 71, у меня есть только 67 и 68.
Поздравляю с постом. Будьте здоровы и веселы.
Всех вам благ от Господа желаю. И забыл было: В заглавиях не нужно поминать – новое, а просто: "Добротолюбие", в русском переводе, с дополнениями к оному. Цена – 3 р. дорого.
Ваш богомолец
Еп. Феофан.
22 ноября 1876 г.
– 99 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.