1080.
/О задуманном издании полного Патерика. Лечиться нет греха. Смешной рецепт. Еще о желательном проекте/
/Письма к Н. В. Елагину/
Милость Божия буди с вами!
Благодарствую за поздравление. Приветствую взаимно и вас.
Благослови Господи труды ваши!
Дягилев прислал. Но что же теперь делать? Давайте соблазнять Афонца, чтоб отпечатал. Тот патерик, что издало "Душеполезное Чтение" гораздо меньше нашего. Вот разница! У нас 142 статьи, – там 35 – в первой главе. Во второй у нас 71 – там 33; в третьей у нас 100 – там 46, и так далее. Только заголовки те же, от чего такая разница? От того, что там не все собрано. Ведь это сборник! А достоинства сборника в полноте. Так издать надо. Или сами вы хотите издать? Так я сяду и буду понемногу пересматривать и окончательно исправлять. Куча эта великая! но понемногу можно одолеть!
Что лечиться нет греха, об этом и вопроса не должно быть. Но что многие не пользовались этим средством, по вере и для терпения, это не лишено цены. Надо только потом уж и терпеть благодушно, чтоб не впасть в ропот. Ропот уж грех. Кто не чувствует мужества, каковы мы все грешные; то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая от Бога: ибо Он вразумляет лекарей.
Лекарство от блуда – смех берет! Ведь движение половое зависит от образования семени. Пока органы образования целы, будет собираться семя; и пока будет собираться – будет то движение. Но оно само по себе не грех. Грех в похощении, и он то от воли, то от сатаны.
Ваш рецепт на что действует? Конечно не на
– 47 –
волю, и тем меньше на сатану. Следовательно производители грешности блудной целы. А коли целы, на что же лекарство-то? Если оно действует на прекращение образования семени; то оно ближит со скопчеством; ибо суть скопчества в этом. В житиях видим, что на умаление образования семени действовали – постом, холодом, долу лежанием, жаждою, малоспанием и всяким себя преутруждением, но никакого механического способа не употребляли. Потому думаю, что лекарство то не безгрешно. Так думаю, что лучше его не касаться, а просить помощи у Господа. Конечно, трудновато; но что ж делать? Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
То, что проект хают, очень утешительно. Но ведь в том, кто хотел бы его ввести целый легион. Они научат его, как вывернуться?! Похвалимся успехом, когда совсем проект сей сдадут в архив.
Здоровье мое – слава Богу. Воздухом буду пользоваться с балкона. Ведь и это тоже, что в лесу гулять!
Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
Что вы мне ничего не сказали об Иверском старце?!
20 апреля 1874 г.
– 48 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2015.