1063.
/О молитве. Неуместность воображения в деле молитвы/
/Письма к Н. В. Елагину/
Христос воскресе!
Да пошлет Господь радость духу вашему, – и поставит ее в вас навсегда!
О. архимадрит наш едет опять в Москву и в Питер. Пишу с ним, не зная, застанет ли он вас дома?
Спрашиваете о молитве самого плохого молитвенника.
Как я молюсь?! Всячески стараюсь в час молитвы быть в том убеждении, что Бог вездесущий есть и тут, где мое сознание, и что Он видит и слышит не слово только, – произносимое или нет, – но и всякое движение мысли, и особенно чувство. Образа же всякого избегаю, как это ни трудно. Когда приходит молитва с чувством, тогда никакого труда нет держать безобразность в молитве, это дает разуметь, что безобразность в молитве есть настоящее дело, – и что для достижения сего надо добиваться до молитвы сердечной, – и стало из головы сойти в сердце. Как этого достигнуть, прописано в письмах по поводу писем Сперанского (я просил Аскоченского доставить вам. Доставил ли?).
Также – не надо душою воображать ни Божией Матери, ни святых, ни ангелов. А и им молиться в том же убеждении, что слышат. Как слышат? Что об этом рассуждать. Слышат, да и только.
Положим, такое различие, что для работ умовых нужны образы; они и есть в Писании о Боге самом и всех вещах божественных. И воображение есть способность умовая знательная. Воображение – способность формировать, и удерживать образы – есть
– 24 –
способность чернорабочая, самая низшая! Уж по этому – не след ему позволять являться с своими образами в высшую область, какова молитва. Умосозерцательная деятельность высока, а духовная в молитве проявляющаяся еще выше. Куда туда поспеть воображению. Вот где прилично: друже, како вшел еси семо?!!
Так, когда рассердитесь, воображайте, а когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность – начать молиться мечте. Можете вы сказать, что образ, какой держите в уме – выражает истину? Вот и нельзя, следовательно, надо навыкать – безобразности, но путь один – сердечная молитва. Ум же без образов едва ли может быть.
Для народа составить книжку о молитве, не дурно, но этот предмет – надо выпустить. Я думаю, что когда кто из народа молится с чувством, у него нет образов. Всяко об этом лучше не говорить. Бог просвещает умы, и когда кто в молитве приближается к Нему, Он Сам его научит, как держать ум в молитве.
Помнится одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога. А у него отняли не Бога, а мечту его.
Кстати – в "Душеполезном Чтении" печатается отечник, и будто схожий с нашим. Сверьте. Еще: Троицкий написал хорошую статью об источниках истории восточного монашества. Но, кажется, он не видал Патерика, что у вас. Показали бы ему?
Всех вам благ от Господа желаю.
Ваш богомолец Еп. Феофан.
16 апреля.
– 25 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.11.2015.