987.
/Наставление схимнице/
/Письма к В-ре В. Ш-ской/
Благовещением возвещенное спасение да действуется в вас во всей силе, служа предвозвещением о будущей славе в царствии Божием.
Вы были в райском состоянии. Желаю, чтоб оно не пресекалось, а пребывало и крепло паче и паче. Оно не от одежды, а от внутреннего настроения, суть которого есть предание себя Господу, по вере в любви с надеждою. Все сии духовные элементы, источники и деятели, под сенью благодати, в области нашего произволения суть. Произволением же, если внимаем себе, с Божиею помощью, всегда можно управлять. Зрите убо!
Молчание очень приспособленное к сему дело. Помоги вам Господи! Если нужен запрет, запрещаю вам говорить все ненужное, и из нужного только что к созиданию.
Но есть внутреннее слово. Ему запрет полагает трезвенное внимание себе, а сему опора –
– 118 –
непрестанная молитва, или молитвенное настроение, которое состоит в памяти Божией со страхом благоговейным и решимостью, мыслить, чувствовать и желать одного угодного Господу. Да будет у вас Господь пред лицом, позади – смерть, по бокам – Ангел Хранитель и св. Варвара.
Читать надо. Читайте паче св. Исаака, или сборник о молитве. Читайте не много, да много. Обращайте в вопрос читаемое, – и решите его наперед сами. Потом читайте. Читание таким образом растворится с богомыслием.
Думайте, что вы во гробе, похоронены, и воображайте одно загробное, как бы догробнаго совсем уже не было. Коль скоро мысли собьются на это, налагайте на себя епитимию, соразмерную уклонению.
Поддерживайте огонек на очаге сердца, подлагая дровец, а что это за дрова, сами по себе узнайте: ибо не все всех разогревает.
Где чувство, там и внимание. Если будет горение в сердце, так внимание будет и прочее.
Вы теперь верно уже возвратились в свою келью. Вам надо при уединении больше держаться. Келья – могила. Из сей могилы мысленно постройте лестницу на небо, и ходите по ней, восхождение в сердце своем полагая; а около обведите ограду толстую-толстую, и столь высокую, чтоб она заходила за область воздушную и не давала духовом злобы перелетать чрез нее к вам.
В газетах напечатано, что преосвященный Серафим просит увольнения, а слух, о коем я писал, помещает его в Задонск. На его место ярославский преосвященный Ионафан, – тоже орловец. Это слухи – печатные, но все же слухи.
– 119 –
Мое здоровье в совершенном порядке. И глаза как будто не подвигаются вперед ухудшительный.
Делать ничего не хочется. Так, кое-что.
Благослови вас, Господи!
Ваш богомолец Е. Феофан.
25 марта 86 г.
За водою идет 3 апреля.
– 120 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.