. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    986.

    /Принявшей схиму – наставление о внимании и молитве. О переводе Франциска де Саля и о Невидимой брани. О своем здоровье и о деньгах/

    /Письма к В-ре В. Ш-ской/

    Милость Божия буди с вами!

    Кресту Господню поклоняемся! Вам паче это подобает, ради ставрофория вашего.

    Поздравляю. Желаю, чтоб вы воистину были ставрофорица. Есть крест внешний – на плечах лежит. Это – скорби, беды, лишения, болезни, нападки, напраслины. Есть крест внутренний самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест – духовный, Божий или божественный распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй – борьбою с собою, безжалостною к себе; третий – терпением

     

    – 115 –




    неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз – другой или третий. Однако ж вступают они в дело или налагаются постепенно, и быв наложены, остаются. Трисоставный крест.

    Дело уже совершилось. Теперь – остается вам тянуть его. Не помню, кто где-то сказал, – что можно всякое даже малейшее движение обращать в предмет самоотвержения, самопринуждения, самоумерщвления, в удар от потрясения креста, сидя в келлии на заперти, только пред лицом Бога и Господа, со строгим к себе вниманием. Это, я думаю, вам очень пригоже теперь делать. И ухитряйтесь. Да, кажется, вы уже мастерица на это. Ну, так и продолжайте это делание.

    Кто-то еще говорил: меня старец мой учил сначала приучиться мыслями за келлию не выходить; а в келлии что?! молитва, чтение, богомыслие, рукоделие. Потом, говорит, не пускай их за пределы тела, занимая себя тем, что внутри происходит. Наконец, укройся, говорит, в сердце, и сиди там один с Господом, отгоняя всякие мысли, как мух и комаров. Вам предлежит последнее сидение. И если его не будет, то это будет значить, что вы вне своего чина состоите.

    А это кто сказал: когда котельчик кипит, то ни насекомые, ни гады приблизиться к нему не могут. А когда кипение прекратится и вода охладеет, тогда они свободно лезут к нему, и ползают по нему и в воду набираются. Случается и то, что мышь не малая вцепится ногами в края и опрокидывает котельчик, и если он хрупок, разбивает его. Это сказание идет ли к вам?! Если да, то не давайте

     

    – 116 –




    котелку перестать кипеть, а для сего почаще подкидывайте шепок, углей и дров. Богомыслие лучше всего; и чтение идет; а молитва паче богомыслия даже. Скажете: это старая практика. Да, но теперь на новый лад.

    Франциска попробуйте перевести. Посмотрим. Отчего я попятился от него? Оттого, что непременно придется переделывать многое. В "Невидимой брани" многие главы переделаны. Та книга католиком писана, а католики об умной молитве и иных вещах подвижнических иначе от нас судят. Старец Никодим поправил, но не все. Я докончил поправку. Помните я писал: перевожу книгу, похожую на "Невидимую брань". Дошел до молитвы – и стал. Я, говорит, буду говорить только об умной молитве, и пошел точать, о молитве слова два сказал, а далее все – meditation и meditation. 20 с лишним глав. И все как-то мудрено. И поправке трудно поддается. Я и бросил, пока наберусь мужества. В этом припадке досады на переводимую книгу и на Франциска рыкнул, хоть тот гораздо проще. Ничего – переводите. Выгладим, вычистим, и никто не узнает Франциска.

    Бросив перевод, опять к нему еще не воротился, другого же дела и начинать охоты нет, и почти что скучаю. Дело все же есть, мимоходящее.

    Здоровье мое исправно. Глаз – кажется, все в одном положении. О! если бы он так и остался. Довольно бы и этого мне на остаток дней моих. Много ли их еще осталось?! А может быть и не мало.

    Вы хорошо расположились относительно денег. И отдайте их в руки Божии, – сложившись внутренне – благодушно, как вещь добрую, перенести, что

     

    – 117 –




    ни встретится непривычного. И за тем терпите настоящее свое положение, по внутренним обязательствам, новым.

    Попаситесь – обнаружить пред кем-либо хоть косичку какую из схимнического наряда своего. А чтобы этого избегнуть, – и себе самой не показывайте ничего. Все внутри держите.

    Благослови вас, Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш богомолец

    Е. Феофан.

    16 марта 86 г.

     

     

    – 118 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .