986.
/Принявшей схиму – наставление о внимании и молитве. О переводе Франциска де Саля и о Невидимой брани. О своем здоровье и о деньгах/
/Письма к В-ре В. Ш-ской/
Милость Божия буди с вами!
Кресту Господню поклоняемся! Вам паче это подобает, ради ставрофория вашего.
Поздравляю. Желаю, чтоб вы воистину были ставрофорица. Есть крест внешний – на плечах лежит. Это – скорби, беды, лишения, болезни, нападки, напраслины. Есть крест внутренний самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест – духовный, Божий или божественный распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй – борьбою с собою, безжалостною к себе; третий – терпением
– 115 –
неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз – другой или третий. Однако ж вступают они в дело или налагаются постепенно, и быв наложены, остаются. Трисоставный крест.
Дело уже совершилось. Теперь – остается вам тянуть его. Не помню, кто где-то сказал, – что можно всякое даже малейшее движение обращать в предмет самоотвержения, самопринуждения, самоумерщвления, в удар от потрясения креста, сидя в келлии на заперти, только пред лицом Бога и Господа, со строгим к себе вниманием. Это, я думаю, вам очень пригоже теперь делать. И ухитряйтесь. Да, кажется, вы уже мастерица на это. Ну, так и продолжайте это делание.
Кто-то еще говорил: меня старец мой учил сначала приучиться мыслями за келлию не выходить; а в келлии что?! молитва, чтение, богомыслие, рукоделие. Потом, говорит, не пускай их за пределы тела, занимая себя тем, что внутри происходит. Наконец, укройся, говорит, в сердце, и сиди там один с Господом, отгоняя всякие мысли, как мух и комаров. Вам предлежит последнее сидение. И если его не будет, то это будет значить, что вы вне своего чина состоите.
А это кто сказал: когда котельчик кипит, то ни насекомые, ни гады приблизиться к нему не могут. А когда кипение прекратится и вода охладеет, тогда они свободно лезут к нему, и ползают по нему и в воду набираются. Случается и то, что мышь не малая вцепится ногами в края и опрокидывает котельчик, и если он хрупок, разбивает его. Это сказание идет ли к вам?! Если да, то не давайте
– 116 –
котелку перестать кипеть, а для сего почаще подкидывайте шепок, углей и дров. Богомыслие лучше всего; и чтение идет; а молитва паче богомыслия даже. Скажете: это старая практика. Да, но теперь на новый лад.
Франциска попробуйте перевести. Посмотрим. Отчего я попятился от него? Оттого, что непременно придется переделывать многое. В "Невидимой брани" многие главы переделаны. Та книга католиком писана, а католики об умной молитве и иных вещах подвижнических иначе от нас судят. Старец Никодим поправил, но не все. Я докончил поправку. Помните я писал: перевожу книгу, похожую на "Невидимую брань". Дошел до молитвы – и стал. Я, говорит, буду говорить только об умной молитве, и пошел точать, о молитве слова два сказал, а далее все – meditation и meditation. 20 с лишним глав. И все как-то мудрено. И поправке трудно поддается. Я и бросил, пока наберусь мужества. В этом припадке досады на переводимую книгу и на Франциска рыкнул, хоть тот гораздо проще. Ничего – переводите. Выгладим, вычистим, и никто не узнает Франциска.
Бросив перевод, опять к нему еще не воротился, другого же дела и начинать охоты нет, и почти что скучаю. Дело все же есть, мимоходящее.
Здоровье мое исправно. Глаз – кажется, все в одном положении. О! если бы он так и остался. Довольно бы и этого мне на остаток дней моих. Много ли их еще осталось?! А может быть и не мало.
Вы хорошо расположились относительно денег. И отдайте их в руки Божии, – сложившись внутренне – благодушно, как вещь добрую, перенести, что
– 117 –
ни встретится непривычного. И за тем терпите настоящее свое положение, по внутренним обязательствам, новым.
Попаситесь – обнаружить пред кем-либо хоть косичку какую из схимнического наряда своего. А чтобы этого избегнуть, – и себе самой не показывайте ничего. Все внутри держите.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец
Е. Феофан.
16 марта 86 г.
– 118 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.