976.
/Молиться ли об избавлении от болезни. Как устрояется рай на земле. Как относиться к похвалам/
/Письма к С.В./
Милость Божия буди с вами!
Насилу-то вы отозвались! очень жалею, что немощь ваша все длится, и еще расширяете свое владычество; даруй Господи вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; – однако же мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. Ибо может быть и того чает от нас при сем Господь, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими.
Зимние труды ваши в питании бедных благотворно действовали на вашу душу, – и вы чувствовали себя сущею в раю, Божием раю, благодатном, в сердце носимом.
Таков ведь и будущий рай, – не со вне навевающий блаженство, а внутри его устрояющий, – как неистощимо бьющий ключ радостей и утешений. Вы полагали тому приготовительные начатки здесь на земле. Что осталось от этого теперь?! Память ли одна? Думаю, что что-нибудь и больше того и существеннее.
Следующая зима Крым. Даст ли он то, что дала русская деревня? Вы уже чувствуете, что нет. Грозит отсутствие деятельности, – и тихое пребывание вы гадаете наполнить молитвою. Это куда бы хорошо было! Но вы еще ничего не видя, уже назад пятитесь, трудно, скучно, лень берет. Хотите ли устроить в Крыму молитвенный рай, как прошлую зиму устрояли его дела благотворения?! – Делайте так, как прописали. "Могу часто в течение дня
– 100 –
взывать к Богу, и в краткой молитве выражать то, что у меня на душе". – Да ведь я, кажется, писал вам о коротеньких молитвах. – Они составляют настоящую молитву и идут прямо из сердца к Богу, и Бог внемлет им и благословляет их. Бог тогда в душе бывает присущ. – Сделайте так, чтобы промежутки между сими воздыханиями все меньше и меньше становились, тогда воздыхания сольются в одну непрерывную молитву, и Бог будет присущ вам особым образом, – а где Бог, там рай. Присоедините к сему размышление о божественных таинствах веры. Сколько тепла и света разольется тогда внутри?!
А молитвословие все таки в свое время надо совершать. Это все молитвенники великие делали. Необходимо же это потому, что на душу столбняк нападает, и она ни к чему не гожа. Тогда хоть чужою молитвою и словесномысленно помолиться все же хорошо, чем совсем не помолившись лечь спать, или провести утро. Долго подряд молиться не можете? Молитесь не долго.
Похвалы развивают гордость. Не много ли сказано? Гордость страшная вещь. Скорее нападает самомнение, самочувствие, вострубление пред собою. – Как быть?! Доброе дело сделано. – Кормили. – И нельзя сказать или подумать, что оно не добро; и когда хвалят, нельзя подумать, что оно недостойно похвалы. Как же избежать самовосхваления? Надо перенести похвалу на другое лицо. В 12-14 году, сколько преславных дел наделало наше воинство!!! Но начиная с Государя все – и военачальники и воины носили чувство и убеждение, что не они все наделали, а Бог чрез них, они же были только орудия Божии. "Не нам, Господи, не нам, но имени
– 101 –
Твоему даждь славу", – говорили все, – и не давали разрастись гордости. – Потрудитесь и себя так настроить и молитесь, чтобы Бог дал вам такое чувство.
Если при вас есть книжка: Невидимая брань; то там, – в 1-й части, в главе 34-й, – найдете разъяснение, что чтобы мы ни наделали, хвалиться нечем. Хвалиться можно только тем, что наше. Но разъяснено, что в делах наших – ничего не остается нашего, ни силы, ни средства, ни предметы, – все не наше. Желанию бы скорее всего следовало быть нашим, но и еже хотети не наше. Если усвоите сей взгляд; то всякий раз как госпожа гордость пожалует, вы, приведши на память сии разъяснения, как обухом будете хватать ее в голову, и она давай Бог ноги.
Мое здоровье сойдет.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот
Еп. Феофан.
20 Июл. 92 г.
– 102 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.