971.
/О борьбе с свойственными юности движениями/
/Письма к С.В./
Милость Божия буди с вами!
Насилу-то вы покаялись. Впрочем я кажется писал вам, чтобы вы не обременяли себя писанием ко мне без сильной потребности душевной, и нужды какой-либо. Все однако ж принимаю ваши извинения очень резонными и прощаю и разрешаю вас от сего греха без епитимии. Вам же следует к сему приложить; не буду вперед грешить так.
Что вы написали о свойственной юности возбужденности внутренних движений неопределенных,
– 87 –
мутящих однако ж и томящих; то сколько они ни естественны, но для вас, столько доселе передумавших, столько верно познавших о духовном внутреннем чине, и столь много делом испытавших, не извинительно, если они проявляются в вас с такою силою, что вы с ними не сладите. Без снисходительного на них воззрения, без произвольного допущения их и поблажки им, они не могли взять над вами такую силу. Сядьте и обдумайте все, и воспримите бразды самоуправления, и грозно держите скипетр свой, не позволяя ничему втесняться в вашу область и возмущать ваше правление. Поступайте с ними, как с нахалами, вторгающимися в дом ваш против вашего желания. Этим вы указываете дверь, и с теми также обращайтесь. Как только заметите, гоните вон, без саможаления. Опять придут, опять гоните. Еще придут, и еще гоните. Отстанут, только саможаления не держите. Без противления саможалению нельзя быть доброму самоуправлению.
Вред от поблажки им тот особенно, что в толпу этих мыслей и образов протискивается враг, я в сумятице засеменяет худые сочувствия, желания и даже намерения. Несколько кратное повторение этого образует недобрый самоугодливый строй внутри, который потом заводит и соответственную тому деятельность во вне, которая мало помалу вытеснит расположение к прежним чистым, братолюбивым и Боголюбивым деяниям. В этом источник нечувствия, нерадения, и забвения сих гигантов вражьего стана голиафов.
Как прогонять? Общим для сего порядком: (просмотрите книжку: Что есть духовная жизнь) 1) восставить неприязнь к ним, 2) оттолкнуть ненавистью и гневом, как врагов, и 3) поразить молитвою к
– 88 –
Господу, Ангелу Хранителю и Владычице Богородице и к святой Софии, имя коей носите. Все это вы неоднократно читали, и писанное и печатное. Господа ради: припомните хорошенько и действуйте так.
Вы назвали состояние такое переходным.
Тем больше внимания к нему требуется, потому что из него выходит последующее течение жизни, или доброе, или недоброе, или смешанное.
Второе средство против этих бурлений вы сами употребили – говение, исповедь и св. причащение. Видите, какая в них сила?!
Спешите же к ним всякий раз, как потребна бывает помощь их.
"Была опять буря, и прошла. Только чувств духовных осталось мало". Увы! остановитесь на этом, и подумайте, и обдумайте, откуда этот паралич чувства?!
Он оттуда, – что во время бури и бурления допущены сочувствия и даже желания недолжные, и там внутри остались, не будучи подавлены и исторгнуты. Заседши там, они не дают приходить в движение противоположным им чувствам духовным.
Если оставите это без внимания, то худое в вас совсем заглушить доброе. Нечувствие породит нерадение, от того и другого возьмет силу забвение. Сии три составляют полный паралич душевный. Увы! вот куда идет дорога, на которую вы вступили. У вас, как говорите, были благочестивые чувства в силе, а теперь нет их. Извольте поплакать об этом, – и браните себя, – говоря: помяни, откуда ниспала ты?! Вам хочется веселиться, хочется бывать в обществе, иначе, хочется бывать там, где нет места ничему духовному. Вы расписываете благотворное действие танцевального вечера. Это мыльнопузырное действие. Первая чарка вина тоже благотворною
– 89 –
кажется, а до чего доводит? В таком же опасном положении и вы. Опять повторю – обратите на это внимание. Враг уже успел обставить сие одурачивающее действие резонами, будто основательными. Блюдитесь! С такими стремлениями и резонами для них из вас выйдет самая разгульная особа, для которой никакой удержи не будет.
Вот что делайте, когда будут приходить смущающие вас внутренние недобрые движения: тотчас сходите вниманием в сердце, и стойте там, отталкивая нападающие дурные движения и напряжением воли и паче молитвою ко Господу. Что бывают нападки, в этом нет вины; но когда вы не оттолкнете их и займетесь ими, и сочувствие допустите, то тут ваша вина. Сердце от этого нечистым делается и теряет дерзновение пред Господом. Блюдите сердце.
Духовный отец сказал вам, что все пройдет. Это правда. Потому не отчаивайтесь, встречая такие сильные нападки. Однако ж поблажки себе не давайте. Обращайтесь с собою, как злая мачеха с падчерицею. Рабу свою – плоть, которая лезет в госпожи, смирите в пище, в сне, в труде телесном и наказанием телесным.
Что это вы сказали, что в вашем благочестии много искусственного, занятого отвне, от семейных примеров и обычаев. Слово это приложимо только к внешнему благочестию. Внутреннее же ваше всегда было искренно. Благодарите Бога, что возросли в таком семействе. И держите все, чему навыкли, заботясь при том, чтобы внешнему соответствовало и внутреннее.
Мужайтесь, боритесь, терпите, молитесь! Покров Божий буди на вас!
Ваш доброхот Е. Феофан.
26 февр. 91 г.
– 90 –
– 91 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.