970.
/Анализ греховных состояний. Разрешение недоумений. В чем достоинство человека/
/Письма к С.В./
Милость Божия буди с вами!
Прощайте!
Благослови Господи ваш путь-дороженьку! Прошу передать от меня поклоны всем вашим.
Спрашиваете, что же есть падение? Падение есть делом совершение худого, богопротивного, при сознании худости и богопротивности того и при прещении совести.
Падение причиняет акт греховный. Акт бывает греховен, когда есть произвольное соизволение на дурное. Грешны мысли, когда произвольно дают им место в душе. Но когда мысли лезут сами, душа же
– 85 –
их не хочет, и противится им, тут нет греха, а борьба добрая.
Чувство грешно, когда соизволяют на него, удерживают и разжигают его; а когда оно невольно врывается в душу, душа не хочет его и напрягается вытеснить его, тут нет греха, а есть борьба добрая. Бывает, что вместе с чувством возникает и сочувствие вдруг; душа же, как только заметит, вооружается против него, тут нет греха. Грешно сочувствие, когда попускается ему царить в душе, зная, что оно дурно.
Грешное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание, и дело, Кто прогонит мысль, чист остается. С чувства и сочувствия начинается грешность по мере соизволения. Где нет соизволения, там нет греха.
В моих словах: охлаждение – понятно что есть? Оно бывает невольно, но бывает и от произвольных дел, от внешних развлечений, беспорядочных разговоров, сытости, излишнего сна, и многого другого. Тут есть виновность.
Нехорошие движения в теле, пока нет соуслаждения и соизволения, безгрешны. Соуслаждение и соизволение делают их грешными. Неустойка против страстей разумеется, когда не отбивают их, а дозволяют им войти в сердце и буйство там производить.
По сим признакам осуждайте или обезвиняйте свои гнев, злобу, самомнение, резкие сердитые речи, осуждение других, превозношение, нерадение о Боге и равнодушие к духовному – эгоизм – все это большие грешные акты, но грешными бывают от соизволения на них. Стойте у двери сердца, и как только заметите что-либо из худого прорвавшимся внутрь
– 86 –
или подступающим, гоните безжалостно, и избудете от греха. Способ к сему – внимание к себе, при внимании к Богу. Если будете так держать себя, избавитесь от грехов мысли и чувства.
Какой смысл надежды в 1 Кор. 13, 13?
Непоколебимая уверенность – получить небесные блага. Она до гроба, а после перестает, потому что уповаемое будет получено.
Слова мои: "а от грехов берегитесь. Да какие это грехи?" Сия последняя фраза относится к вашим словам, где говорили, что нагрешили много и премного.
Еще... да благословит Господь путь ваш! Не думайте, что можно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать все на привязи и управлять собою. Самоуправление есть достоинство человека.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш искренний доброхот
Е. Феофан.
10 июн. 90 г.
– 87 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.