966.
/Разрешение недоумений при чтении Писания/
/Письма к С.В./
Милость Божия буди с вами!
С праздником и с Новым Годом!
Насилу вы откликнулись. Приятно читать о ваших подвигах человеколюбия. Да благословит Господь труды сии. Но смотрите не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры. Спаси Господи!
Я забыл, что писал вам об омовении. Но если и больше о том желаете знать, прочитайте слово в Великий Четверток в книге: избранные слова на Господские, Богородичные и Высокоторжественные дни, стр.120. Тут именно разъясняется, в чем состоит пророчественный смысл сего события – омовения ног. В числе тех же проповедей, второе слово в неделю Ваий, стр. 117, разъясняет пророческий смысл возседения Господня на осля.
Остается сказать вам что-нибудь о пророческом смысле проклятия смоковницы. Смоковница сия представляет иудейские тогдашние церковные власти. Их долг был питать народ и руководить, но они властью пользовались, а того, для чего дана им власть, не делали. Господь, представляя лицо народа, подошел, чтобы утолить голод, и ничего не нашел, и проклял смоковницу. Этим отменялся чин священный иудейский. После проклятия смоковницы Господь
– 77 –
вошел в Иерусалим и в храм, и целый день учил. Тут сказано и несколько притчей, в числе их и притча о виноградарях. Неправость этих делателей была так наглазна, что когда спросил Господь: что хозяин сделает с такими делателями? Все ответили:
злых зле погубит, и виноград предаст иным делателям. Так это и сбылось скоро. Апостолы все вновь перестроили и учредили новое священство, которое словом жизни питает верующих. Эта притча уясняет дело со смоковницею.
Как случилось, что еще не было времени плодов, а Господь проклял смоковницу, за неимение плодов. Листья на смоковнице, как и на всяком дереве, соображаются с состоянием плодов, и по листьям можно угадывать, когда плоды только завязались и когда созрели. Смоковница та, о коей речь, имела листья, по коим следовало ожидать плодов, а их не было. Вот ей и наказание.
В Ветхом Завете Грядый относилось к имевшему приити Мессии-Избавителю. Благословен Грядый, то есть Сын Божий, воплотившийся нашего ради спасения, а во имя Господне, – от лица Бога триипостасного и во славу Его. У нас, христиан, слово сие указывает на второе пришествие, и на всякое благодатное к нам приближение Господа, и в таинстве св. Причащения.
К жене, захваченной в грехе, Господь говорит: ни Аз тебя осуждаю, не послабляя грешности, но давая вес покаянию. Она видимо каялась, и Господь сказал: иди и отселе ктому не согрешай (Иоан. 8, 11). Тут вся суть покаяния. Грешник говорит: согрешил, не буду. Господь говорит: хорошо; и Я тебя не осуждаю, только смотри больше не греши.
– 78 –
Ваше внутреннее есть самоцен, самочувствие и трубление пред собою. Поопаситесь. Гнать надо, а то благодать отойдет, и все грешное наше подымет голову, и беда. Молите Господа, да смирит вас внутренне. Прочитайте в книге: невидимая брань, гл.34, пар.7, стр. 127. Что вы серчаете и осуждаете себя за мысли возносливые – хорошо. Это есть начало борьбы. За сим прилагайте молитву ко Господу, да попалит сии зелия зловредные.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот
Е. Феофан.
3 января 1890 г.
– 79 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.