964.
/Разрешение недоумений при чтении Писания/
/Письма к С.В./
Милость Божия буди с вами!
Уезжаете?! Благослови Господи путь ваш. Поговорить с вами и мне бы хотелось. Но это неудобно.
– 73 –
Личная речь ничего не прибавит к писанной. Последняя полезнее иной раз, или наибольшею частью.
Решаетесь навыкнуть коротенькой молитве. Помоги Господи! Она не мешает своей молитве, а помогает. Затем она и советуется, что с нею удобнее память о Боге держать.
Блаженно чрево, и проч., не та мысль, будто Божия Матерь не столько блаженна, как творящие волю Божию. Нет, здесь в Божией Матери указывается образец. Господь говорит как бы: воистину блаженно чрево то, хочешь ли и ты того же блаженства? Подражай родившей Меня. Она чрез что блаженства Своего сподобилась? Чрез то, что всю Себя отдала в волю Божию, когда изрекла: буди Мне по глаголу Твоему. Это момент зачатия Христа Спасителя. Исполняй и ты волю Божию, и будешь блаженна. Слова: темже убо блажени слышащии, вывод из предыдущего.
Там, где говорится, что мать и братья для Господа – суть исполняющие волю Отца Небесного другая мысль, именно о родстве духовном, в духовном порядке жизни – свои отцы и матери, братья и сестры, – особые от естественных, нередко совсем отличные и противоположные им. Родственные чувства суть следствие обычного рождения. И в духовном рождении свои духовные происходят чувства родственные не в слове, а в естестве Духа. Господь учил, и тем зарождал духовную жизнь. А те отвлекали Его от сего духовного рождения, – и произведения родства духовного. Вот Он и сказал: Мое дело вот о чем заботиться, производить родных духовно.
Апок. 19, 10 и 22, 9. Не о молитве святым подает мысль, а о поклонении им. Ангел говорил. Слушавший его поклонился ему, выражая благодарность
– 74 –
и почтение. Слова Ангела значат: не делай так, не меня, а Бога благодари. Ему принадлежит и поклонение и благодарение. В словах сих ангельское смирение – пример нам, а не то, что видят здесь протестанты.
Благослови вас Господи всяким благословением! Поклон и благословение всем вашим.
Спасайтесь!
Ваш доброхот
Е. Феофан.
14 июня 1889 г.
– 75 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.