962.
/Восхождение со ступени на ступень. О кратких молитовках. Разрешение недоумений при чтении Писания/
/Письма к С.В./
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с приездом в наши страны с добрым намерением помолиться. Благослови Господи ваше здесь пребывание!
Ответ на ваше письмо я отложил до прибытия вашего сюда. И вот берусь ответить.
Все, что вы писали о ходе всего бывающего в душе вашей – в порядке вещей сего рода. И смущаться тем не должно; а одно держать – искать и искать, полагаясь на обетование Господа, что всякий ищущий обретает.
Вы так и делаете; только иногда руки опускаются,
– 68 –
но вы опять возбуждаетесь, и опять возвращается доброе настроение.
Так всю жизнь будет.
Вы неправы в желании – все зараз возыметь. Это то же, что желать на лестнице с первой ступени прямо шагнуть на верхнюю. Неизбежно переходить со ступени на ступень, и идти шаг за шагом. Оттого основной характер жизни терпение, терпение труда делания и преодоления трудностей.
Вторая у вас неправость – жалоба на изменчивость состояния внутреннего, то хорошо, то не хорошо. Иначе не бывает; все это испытывали и испытывают в разных видах. Надобно смиренно и благодушно переживать это, не опуская однако же рук, и не послабляя усилий в исполнении обычных деланий, сопряженных с духовною жизнью, что вы и делаете. У вас приходит доброе и отходит; находит недоброе и проходит. – Этого изменить нельзя. А надо только желанием и исканием всегда быть на стороне добра.
Если б у нас все всегда было хорошо, мы заснули бы.
Молитва ваша, кажется, в порядке.
Вы вместо положенных утренних и вечерних молитв беретесь читать псалмы, хорошо и так, коль скоро сим способом душа охотнее восходит к Богу. Ибо не в словах сила, а в этом восхождении. Можете принимать разные правила внешне, то псалмы читая, то положенные молитвы, то коротенькие молитовки, и ныне одни и спустя немного другие.
Коротенькие молитовки в механическое дело обращаются не от свойства их, а от ослабления внимания к ним и содержанию. Если будете хранить внимание, и проговаривать сии молитовки с мыслью и
– 69 –
чувством, они не обратятся в механическое дело, а будут, как подкладка угольков в самовар. Навыкните произносить молитовки св. Златоуста. Они станут тогда, как струны на гуслях. Тогда перейдете к одной: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя.
Из писания божественного читаете по заведенному порядку. Добре! Дело не в как читать, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего.
Теперь о ваших недоумениях. Евр. 7, 26-28, – Иоан. 10, 9-16. "Чем мысль, что Сын поставлен первосвященником совершенным, и чем Аз есмь дверь, и Аз есмь Пастырь добрый – относится к Святому".
Эти места читаются в дни воспоминания святых, святителей и архипастырей. Святительство и пастырство в Церкви истекает от Пастырства Христа Спасителя и есть Его продление в Церкви. Почему для сих дней и избраны такие чтения, в коих говорится о пастырстве Христовом, как источнике и образце пастырства церковного. Тут же говорится и о том, каковы должны быть сии пастыри. Кроме сих чтений и другие есть назначенные на сии дни.
Мысль, почему? одна и та же.
Лк. 14, 25-33. "Как царь, который рассчитывает, достаточно ли у него войска для борьбы с нападающим, и как хозяин соображающий достанет ли у него денег на построение башни – объясняют мысль о том, что мы должны от всего отрешиться?"
Так: для действующего необходимо сообразовать средства с целью. Примеры – война, постройка башни. Выводится: если нет средств, лучше не начинать дела. Стыдно будет. Остается пояснить, как
– 70 –
отрешение от всего служит средством и условием к последованию Христу, о коем говорится в той главе? Но это само собою ясно. Без сего и шагу не сделаешь в след Христа. Господь говорит: да отвержется себя следующий за Ним.
Лк. 16, 1-9. "Совсем не могу понять 9-го стиха. Стих сей говорит: Сотворите себе друга от мамоны неправды". Мамона – бог богатства. Неправедным назван он потому, что в основе его лежит обман и ложь. Обещает благоденствие и увлекающиеся полагаются на него. Но дунул ветер и все разлетелось.
Сотворить друга от сего мамона – советуется перехитрить его. Обещания его не прочны, не надежны, если употреблять богатство на помпу и утехи. Все хинье пойдет. Начни употреблять богатство во славу Божию, тогда здесь истощишься, а в другой жизни получишь вечное благобытие, получишь то, что здесь обещает богатство и не дает, т.е. действуя наперекор тому, к чему увлекает мамона.
Как творятся други? Чрез раздаяние богатства бедным. По ходу притчи дается мысль: бедные приимут в вечные кровы. Понимать надо: Господь приимет в вечные кровы, ибо Он сказал: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе.
Можно тут видеть и урок, как быть, когда раскаиваться станешь о неправедности приобретений. В одобрение Закхея Господь указал: возврати. Но когда нельзя возвратить? Тогда раздай бедным.
"Непонятен 37-й ст. 17-й гл. где труп и проч.". И мне не понятен и все толковники, и наши и чужие не изъясняют, и будто не считают нужды – толковать о сем.
Мне думается так: Слово: где Господи? надо
– 71 –
переложить: как это, Господи, или почему так Господи? Ответ: также как где труп, там собираются и орлы. Или: потому же, почему орлы собираются там, где труп. Как это бывает, так и то будет совершаться, что один оставляется, а другой поемлется, т.е. по свойству оставляемых и поемлемых, всякий сам будет причиною своим настроением, что его
оставят или поймут.
Вот вам третий том Добротолюбия, читайте. А первый и второй – есть ли у вас?! Скажите.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот
Е. Феофан.
30 мая 1889 г.
– 72 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.