. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    962.

    /Восхождение со ступени на ступень. О кратких молитовках. Разрешение недоумений при чтении Писания/

    /Письма к С.В./

    Милость Божия буди с вами!

    Поздравляю с приездом в наши страны с добрым намерением помолиться. Благослови Господи ваше здесь пребывание!

    Ответ на ваше письмо я отложил до прибытия вашего сюда. И вот берусь ответить.

    Все, что вы писали о ходе всего бывающего в душе вашей – в порядке вещей сего рода. И смущаться тем не должно; а одно держать – искать и искать, полагаясь на обетование Господа, что всякий ищущий обретает.

    Вы так и делаете; только иногда руки опускаются,

     

    – 68 –




    но вы опять возбуждаетесь, и опять возвращается доброе настроение.

    Так всю жизнь будет.

    Вы неправы в желании – все зараз возыметь. Это то же, что желать на лестнице с первой ступени прямо шагнуть на верхнюю. Неизбежно переходить со ступени на ступень, и идти шаг за шагом. Оттого основной характер жизни терпение, терпение труда делания и преодоления трудностей.

    Вторая у вас неправость – жалоба на изменчивость состояния внутреннего, то хорошо, то не хорошо. Иначе не бывает; все это испытывали и испытывают в разных видах. Надобно смиренно и благодушно переживать это, не опуская однако же рук, и не послабляя усилий в исполнении обычных деланий, сопряженных с духовною жизнью, что вы и делаете. У вас приходит доброе и отходит; находит недоброе и проходит. – Этого изменить нельзя. А надо только желанием и исканием всегда быть на стороне добра.

    Если б у нас все всегда было хорошо, мы заснули бы.

    Молитва ваша, кажется, в порядке.

    Вы вместо положенных утренних и вечерних молитв беретесь читать псалмы, хорошо и так, коль скоро сим способом душа охотнее восходит к Богу. Ибо не в словах сила, а в этом восхождении. Можете принимать разные правила внешне, то псалмы читая, то положенные молитвы, то коротенькие молитовки, и ныне одни и спустя немного другие.

    Коротенькие молитовки в механическое дело обращаются не от свойства их, а от ослабления внимания к ним и содержанию. Если будете хранить внимание, и проговаривать сии молитовки с мыслью и

     

    – 69 –




    чувством, они не обратятся в механическое дело, а будут, как подкладка угольков в самовар. Навыкните произносить молитовки св. Златоуста. Они станут тогда, как струны на гуслях. Тогда перейдете к одной: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя.

    Из писания божественного читаете по заведенному порядку. Добре! Дело не в как читать, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего.

    Теперь о ваших недоумениях. Евр. 7, 26-28, – Иоан. 10, 9-16. "Чем мысль, что Сын поставлен первосвященником совершенным, и чем Аз есмь дверь, и Аз есмь Пастырь добрый – относится к Святому".

    Эти места читаются в дни воспоминания святых, святителей и архипастырей. Святительство и пастырство в Церкви истекает от Пастырства Христа Спасителя и есть Его продление в Церкви. Почему для сих дней и избраны такие чтения, в коих говорится о пастырстве Христовом, как источнике и образце пастырства церковного. Тут же говорится и о том, каковы должны быть сии пастыри. Кроме сих чтений и другие есть назначенные на сии дни.

    Мысль, почему? одна и та же.

    Лк. 14, 25-33. "Как царь, который рассчитывает, достаточно ли у него войска для борьбы с нападающим, и как хозяин соображающий достанет ли у него денег на построение башни – объясняют мысль о том, что мы должны от всего отрешиться?"

    Так: для действующего необходимо сообразовать средства с целью. Примеры – война, постройка башни. Выводится: если нет средств, лучше не начинать дела. Стыдно будет. Остается пояснить, как

     

    – 70 –




    отрешение от всего служит средством и условием к последованию Христу, о коем говорится в той главе? Но это само собою ясно. Без сего и шагу не сделаешь в след Христа. Господь говорит: да отвержется себя следующий за Ним.

    Лк. 16, 1-9. "Совсем не могу понять 9-го стиха. Стих сей говорит: Сотворите себе друга от мамоны неправды". Мамона – бог богатства. Неправедным назван он потому, что в основе его лежит обман и ложь. Обещает благоденствие и увлекающиеся полагаются на него. Но дунул ветер и все разлетелось.

    Сотворить друга от сего мамона – советуется перехитрить его. Обещания его не прочны, не надежны, если употреблять богатство на помпу и утехи. Все хинье пойдет. Начни употреблять богатство во славу Божию, тогда здесь истощишься, а в другой жизни получишь вечное благобытие, получишь то, что здесь обещает богатство и не дает, т.е. действуя наперекор тому, к чему увлекает мамона.

    Как творятся други? Чрез раздаяние богатства бедным. По ходу притчи дается мысль: бедные приимут в вечные кровы. Понимать надо: Господь приимет в вечные кровы, ибо Он сказал: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе.

    Можно тут видеть и урок, как быть, когда раскаиваться станешь о неправедности приобретений. В одобрение Закхея Господь указал: возврати. Но когда нельзя возвратить? Тогда раздай бедным.

    "Непонятен 37-й ст. 17-й гл. где труп и проч.". И мне не понятен и все толковники, и наши и чужие не изъясняют, и будто не считают нужды – толковать о сем.

    Мне думается так: Слово: где Господи? надо

     

    – 71 –




    переложить: как это, Господи, или почему так Господи? Ответ: также как где труп, там собираются и орлы. Или: потому же, почему орлы собираются там, где труп. Как это бывает, так и то будет совершаться, что один оставляется, а другой поемлется, т.е. по свойству оставляемых и поемлемых, всякий сам будет причиною своим настроением, что его оставят или поймут.

    Вот вам третий том Добротолюбия, читайте. А первый и второй – есть ли у вас?! Скажите.

    Благослови вас, Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

    30 мая 1889 г.

     

     

    – 72 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4276 2895 847

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .