949.
/Всеобъемлющий рецепт. Как любовь покрывает грехи?/
/Письма к С.В./
Милость Божия буди с вами!
Немножко замедлил я ответом вам. Прошу извинения. Состояние свое духовное вы представили в таком виде, что об этом нельзя не пожалеть, если оно постоянно таково, а не случайное. Посмотрите-ка, что это?! "Все хочу идти вперед, – и остаюсь при одном желании: молюсь рассеянно, читаю без охоты, стишки свои твердить забываю, – а на душе темно и мутно; иногда просто прихожу в отчаяние; бросаюсь на колени пред иконой и взываю к Богу: не оставь меня, Господи, помоги, мучаюсь всячески, себя
– 26 –
браню и укоряю, а все тоже; неспокойно на душе, иногда целая буря поднимается, буря каких-то неопределенных мыслей, неясных желаний, стремлений неизвестно к чему, это самые трудные минуты, чувство пустоты, жажда чего-то, молюсь, борюсь, и нет облегчения, наконец успокоюсь, а тогда охлаждение находит, ни к чему нет охоты, пусто и холодно на душе". Вот каково у вас!
Вы говорите: "Враг нападает и теснит". Да, он тут виден. Но может быть тут есть дело естественное, а враг только подстревает с своими внушениями. У вас ведь есть книжка: Путь ко спасению. Найдите там, где говорится о сохранении благодати св. крещения и направлении к сему воспитания, и делаются особые замечания о юношеском возрасте. Это, примерно, между 40 или 50 страницами начинается. Прочитайте повнимательней, и может быть вы увидите себя там. Если увидите, то потрудитесь взять на себя и исполнение предостережений, там прописанных.
Теперь же я ничего не скажу вам, кроме: берегитесь – и никак не поддавайтесь. Враг видимо хочет закружить вам голову, – чтобы потом наткнуть на что-нибудь не должное, или вредное. Так бывает, когда влюбляются в первый раз. Извольте держать сердце свое на привязи.
Вы хорошо делаете, что бросаетесь на колена и молитесь. И делайте так. Опять нападки, и опять бросайтесь на колена. Вы написали: "наконец успокоюсь". Так всегда и бывает. Не вдруг, как только воззовете, – и помощь. Проходит время и помощь приходит. Вот и трудитесь. В борьбе состоите, в борьбе на жизнь или на смерть. Соответственно тому, как вы выйдете из сей борьбы, потечет
– 27 –
потом и жизнь ваша. Даруй Господи, чтобы вы не стали спиной к делу богоугождения и спасения.
Вы мало молитесь. Возьмите в руководство Апостольское правило: в молитве пребывайте бодрствующе в ней. Корень молитвы память Божия с теплою верою и чувством к Богу. Возбуждать это в вашей власти, – и долг ваш есть. С самого пробуждения старайтесь это восставить в себе в силе. Как? Размышлением о таинствах веры и спасения. Когда спите, вас будто нет. А когда пробуждаетесь, снова начинаете быть, вступаете в область сознательного существования и в общение со всем сущим и бывающим. Все же сущее и бывающее есть царство Божие. Первый поклон ваш – Царю царствующих, с сознанием, что все от Него, Им держится и направляется, как общее, так и до малейшего частного. Тут и вы имеетесь во внимании, и настоящий момент существования вашего свыше определен. Поставьте себя на эту точку, и определите, что потому требуется от вас, с твердою решимостью не отступать от того. Я думаю, что если вы так поступите, то быть не может, чтобы душа ваша оставалась пустою и влаялась в неопределенных помышлениях и чувствах.
Ибо тут все определится и станет пред вами в стройном чине. Большая у нас ошибка считать молитву заурядным делом, таким, о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ее, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех. Потрудитесь возбудить в себе высокопочитание к молитве и всегда становитесь на молитву, как на первое и главнейшее дело в жизни. Тогда молитва будет религией в действии и движении, и
– 28 –
из нее потом, как из ключа, все потечет доброе и святое.
Ведь у вас есть книжка: "Невидимая брань"! Найдите там главы о молитве, это с 46-й, и прочитайте, не раз и не два. Там все потребное указано. Если последуете сказанному, молитва ваша исправится, а за нею и все прочее.
Я вам указываю всеобъемлющий рецепт. Сокращение его в памяти Божией, памяти смертной, и в страхе Божием. Когда сии укоренятся в сердце, и молитва и все прочее пойдет добре. Не нерадите о деле Божием!
Теперь слово-другое о цене душевной жизни. Я не безусловно охуждаю эту жизнь, а только когда она делается преобладающею, и вытесняет собою жизнь духовную. Как вы прописали, так и я сужу о ней.
В книге: "Что есть духовная жизнь" это объяснено. Просмотрите снова. Духовные отправления должны стоять во главе, под ними и в подчинении им – душевные занятия, а под обоими ими телесная жизнь. Се – норма! Когда этот порядок нарушается, жизнь человеческая портится.
В той книжке и то указано, в чем жизнь душевная, телесная. Извольте просмотреть, и что требует пополнения, сказать, и получите его.
Вопросы: любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4, 8). Эти слова стоят у Апостола как побуждение к любви; потому покрытие грехов, надо разуметь, не того, кого любят, а того кто любит. За любовь к другим Бог прощает грехи любящего. Равно – в Иак. 5, 20, обративший грешника спасет душу, и покроет множество грехов, блага сии относятся к обратившему, а не к обращенному. Так наши толковники. Протестанты напротив в первом месте благо любления относят к
– 29 –
любимому, а во втором благо обращения к обращенному. Холодно, отвлеченно, непрактично. Это нарочно они делают: ибо у них труды доброделания не участвуют в деле спасения.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот
Е. Феофан.
– 30 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.