. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    1041.

    /Совет для советницы/

    /Письма к В-ре В. Ш-ской/

    Милость Божия буди с вами!

    Верно вы сносно выдержали экзамен. И вот Господь избирает вас в классные, или в репетиторши. Наставник Он один, всегда и для всех, но наставляемые Им имеют нужду в истолковании внушаемых Им наставлений. Вот это и есть теперь ваше дело! Благослови, Господи!

    Паче всего избави вас, Господи, от фонфоронства. Когда придется что говорить или писать, молитесь о просвещении, смиренно и искренно сознавая свою недалекость в уразумении путей Божиих. Никогда не сочиняйте, а что идет из сердца, говорите и пишите не думавши.

    "Молиться ленива, но молитвы не оставляю, только уж прежней энергии нет, все вяло и с большим принуждением и трудом". Это ваши слова! Что сказали бы вы, если бы другой кто сказал вам так о себе, и ждал слова от вас?! Я же вам скажу, что это состояние не нормально, и потрудитесь подогреть себя и разбудить.

     

    – 203 –




    Вы написали, что когда ответите Софье Феодоровне, тогда пришлете ее письмо к вам. Но тут и письмо ее. Следовательно ответ сделан. А в конце прописываете: "посылаю письмо, напишите что-нибудь в ответ".

    Если уж Бог к вам ее послал; то вам и отвечать надо. Скажу однако ж: у сей рабы Божией – позывы добрые есть. Это Божии внушения. Но у ней недостает энергии себе отказывать, – и нудить себя. Пусть разжигает позывы сии, до тепла, а там и до огня. И будет энергия. Как разжигать? Держанием ума в атмосфере духовной, помышлением и размышлением о свойствах и делах Божеских, о деле искупления, о нашем усвоении его, о великих обетованиях и угрозах, о смерти, суде, рае и аде. Есть книжка у афонцев: "Восстани спяй". Извольте и сами ее просмотреть, пусть купит. А под мыслями сими пусть держит сердце. Сердце понемногу будет нагреваться, а там и совсем нагреется При размышлениях и помышлениях иметь воззвание к Богу краткими молитовками. Этого и достаточно. Надобно только устранить все, мешающее уму, и дать сердцу простор для вмещения божественных истин. Приложить веру, что свой труд неотложно нужен, но дело подается благодатью, которая стоит под таким условием: увидит Бог труд, усердное и безжалостное к себе исканье и подаст. Ищите и обрящете без перерыва, себя не жалея, и не говоря: довольно.

    Внешний порядок надо приспособить к сему. Но этого со стороны никто не может указать. Сама пусть определит, что и как пригоднее.

    Все суетное надо устранить. Но где представляется упражнение для любви, того пропускать не надо.

     

    – 204 –




    Внутреннее свое пусть блюдет, а во вне, в таком случае, пусть держится, как обычно.

    Вопросы. У нее один вопрос о св. причащении. Можно ли откладывать? Можно. А лучше не вязать себя, тогда-то и тогда-то. А положив обще причащаться во все посты большие, – а в великий и рождественский – по два, в прочее время причащаться, когда сильное желание будет. В посты же, хоть бы и не было большой охоты, надо разогревать желание, и нудить себя на дело.

    Пусть ходит в памяти Божией и памяти смертной, и разогревает в себе сердце сокрушенное и смиренное...

    Сердце главное. Сыне, даждь Ми сердце! Божие воззвание. Дела – не конечное дело: ибо при них сердце может быть далеко от Господа – а это: увы!

    Пусть ищет, – и все Господа просит.

    Пусть купит у афонцев: "Что есть духовная жизнь" и "Письма о духовной жизни по поводу письма Сперанского". Еще "Путь ко спасению" в 3-х отделах. Там все изображено систематически и не раздроблено.

    Больше ничего не приходит на ум написать. Но вы сами пишите, взявши мое только как указанное.

    Благослови вас, Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

    31 августа 1889 г.

     

     

    – 205 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .