1037.
/О терпении. О виденных снах и проч./
/Письма к В-ре В. Ш-ской/
Милость Божия буди с вами!
Приветствую вас с Светлым праздником. Светлых дней вам желаю. И уверен, что они придут. Только потерпите!
– 196 –
Да не скажется в сердце вашем: опять терпеть, все терпеть и терпеть. Коли уж так Богу угодно; то ищущим угодить Богу, не должно быть это не приятно. Богу же угодно чего ради? Ради того, что это есть настоящий путь, ведущий в живот, и что кого любит Он и избирает Себе, тех непременно возводит на этот путь, держит на нем и поддерживает. Взгляните сими очами на ваше положение и перестанете кряхтеть, напротив, с радостью будете желать сего и охотно пребывать так.
Все, что вы потерпели в этих обстоятельствах и еще терпите, есть частичка мученичества, ради того, что терпите напраслину. Не лишайте же себя чести сей – и не тяготитесь. Терпите ведь?! Бог даст терпение. Приложите же к Божию дару свое произволение, и терпите охотно и радостно; да терпение ваше дело совершенно имать.
Просмотрел, какой панегирик вам написала сестра и повторяю вам: радуйтесь и Бога благодарите. Враг лютует, а Бог попускает, ради того, что подобные грязи целительны, и суть степени восхода по скале. Ступень надо высечь в скале и стать на нее, чтоб еще высечь, и еще подняться. Вы сказали: не на чем опереться. Вот я прописываю вам опору. Она крепка, ибо тут сила Божия.
Читать много не можете. На что много. Прочитайте главку, и дайте свободу мысли – шириться в созерцании прочитанного. Зачало из Апостола, зачало из Евангелия, – главку-другую из отцов. И богомыслие, потом молитва умовая и сердечная, потом еще что-нибудь, и день прошел.
Соседка все чудесит. Пусть. Пусть, что хотят придумывают. Все пройдет. Увидят ложь, и болезнь обратится на главу изобретателей лжи.
– 197 –
Господь видит, почему не прекращает? что мне делать? Когда конец? Потому что это для вас благо, не прекращает. Делать же вам что, кроме как с радостью терпеть и благодарить. Когда конец? Когда пирог испечется; тогда из печи вон. Это ведь азбука! Забыли разве?!
Сны. Крест рассыпался. Это указание, что у вас терпения нет. Примитесь за терпение, и крест опять созиждется в вас.
Ваш сон – не умею понять. Но не видно никакого указания грозного. Видно, что святитель не против вас, когда дал себя лобызать. Не умалилась ли ваша вера и величание его?!
Я все молюсь, чтобы Бог дал вам благодушие и помирил сердце ваше с текущим. Что сердце каменеет, раздражительность, злость и недоверие растет, против этого молиться надо, и рассуждением прогонять. Это худо. Тут враг забавляется на ваш счет.
О. Иосиф – кто такой? Господь да хранит его. Монахом можно быть и за сохою.
3 том "Добротолюбия" в Шацке; но от нас туда езды нет. Когда получу, пришлю.
4 том переписанный – отправлен в цензуру. 5 том имеется для переписки. И аминь, и Богу слава!
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан.
20 апреля 1889 г.
– 198 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2015.