934.
/О молитве до поту/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с благополучным совершением вашего святопоклонного путешествия, и с добрыми плодами, собранными от старцев, созревших в духе жизни.
***ский старец до поту молящийся, кажется, стоит у вас под вопросом: можно ли, хорошо ли, позволительно ли так. Если он от этого получает ощутительную для себя пользу, то для него хорошо так действовать. Но что он покушается и всем наложить такой же образ исправления молитвенного своего правила, это несправедливо и небезопасно. Потому что не все одного склада, а у всякого свой. Еще: если он думает, что следует всех обязать так молиться, то считает образ своего молитвования существенно необходимым, а он не может быть таковым, яко внешний и телесный. Если старец получает пользу от своих поклонов до поту, то это не от этого, а от того, что внутренне, умом и
– 222 –
сердцем он возносится к Богу надлежащим образом, а не потому, что утомляется и потеет. У других старцев молитва бывает высока и сильна не от такого полагания поклонов, а от внутренних молитвенных расположений. У иных она была неподражаемо высока даже без поклонов. Был старец, и вероятно не один он таков, который воздев руки к небу, пред приятием пищи, в 3 часа стал молиться и промолился так стоя до утра, когда солнце взошло, и своим действием пробудило его.
Что старец укорил N за что-то, это целительное врачевство для N. И пусть воспользуется им.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Е. Феофан.
Прошу молитв.
1 ноябр. 93 г.
– 223 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.