932.
/Разъяснение духовнику о помедлении разрешением, слышимых некими голосах, книгах для новоначальных и утомлении. К истории молитвы Иисусовой/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Вы меня поздравляли с началом Четыредесятницы, а я поздравляю вас с концом ее. Вот и страстная! Да напечатлеются страсти Господни в сердце вашем, вызывая и соответственные чувства сокрушения и смирения!
В прежнем письме, Генварьском, вы писали, что всех разрешаете приступать к св. Тайнам. Это очень милостиво, и, думаю, не противно Господу всемилостивому. Но, также думается, не расслабить бы тем приходящих. Искреннее раскаяние всегда достойно снисхождения; но приходящих к исповеди равнодушно, можно как-нибудь расшевеливать. Спросите иного, можно ли отложить разрешение его на сколько-нибудь времени? Не затруднит ли это его в каком либо отношении? Если можно; то и отложите, наложив на это время епитимию поклонами, воздержанием в пище, и сне, паче же сокрушением. Когда искренно исполнит, тогда и разрешите. И увещавайте, чтоб воздерживались от грехов.
Писали вы также о слышимых некиими голосах, мысль отцов древних не обращать на это внимания, не углубляясь в причины. Думайте так сами и других учите. Невнимание пристыдит врагов, и они перестанут так чудесить.
Какие книги советовать читать новоначальным? Какие общедоступнее. Каковы: Св. Златоуст, Ефрем Сирианин, Авва Дорофей, св. Тихон. Можно ли позволять читать какие-либо истории? Можно. Четь-Минею пусть читают. Повести и романы тоже суть историйки.
– 220 –
Но все житейского свойства. Лучше не касаться их. Напасть можно на соблазнительный.
Когда утомлены бываете беседами с приходящими, тогда по отходе их не вдруг становитесь на молитву, а успокойтесь наперед духом, потом исполняйте свое молитвословие, а леность отгоняйте. Это дурная гостья, и одна не приходит.
Из того, что о молитве Иисусовой не упоминается, нельзя заключать, что она не была в употреблении. Дело не в словах, а в краткой молитовке. Такая не одна была в употреблении. Св. Кассиан пишет, что в Египте употребляли такую молитовку: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. В других местах другие были в ходу молитовки, как: упование мое Отец, прибежище мое Сына, покров мой Дух Святый. Еще: Аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея. Между ними и молитва Иисусова. Но потом отдано преимущество молитве Иисусовой.
Назначение кратких молитовок способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою.
Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его. Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
14 мар. 93 г.
– 221 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.