931.
/Продолжаются советы о духовничестве. Испытание серафиму/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Духовником вас сделали, и несите сие послушание. Какие по сему делу встречаются недоумения, совещайтесь со старцами своими, или спрашивайте у настоятеля, не сказывая однако ж имен, коих лиц дело касается.
Вы хорошо ответили настоятелю, что не находите удобным сказывать ему о делах кающихся. Сего никто не должен знать, даже и вы сами забывать старайтесь.
Приходить помысл уклоняться и от принятия кающихся. Теперь это не в вашей власти. Можно было не принимать духовничества; а теперь уж поздно об этом думать. Но принимая всех милостиво, от всех требуйте сокрушения покаянного и твердого намерения воздерживаться от грехов. Если какой хладнокровно рассказывает то и то наделал, такому можно сказать: поди-ка, недельку походи в церковь, и помолись, чтоб пришел тебе дух сокрушения и решимости не грешить. И тогда приходи, я посмотрю.
Тому, кто говорит, что при нем всегда находится серафим, велите сделать испытание сему серафиму, именно, верует ли он в Господа Иисуса Христа
– 218 –
и крестное знамение пусть положит на себя. В отечниках так пишется, и Ангелы, коих пытали сим образом, хвалили пытавших. Враг не может стерпеть крестного знамения. Причащаться ему нет препон.
Которые наизусть знают молитвы утренние и ночные, хорошо делают. И пусть читают, только неспешно, с мыслями и чувствами, кои выражаются словами молитвы. Так молиться лучше, чем по молитвеннику. И Евангелие учить на память хорошее дело, и псалмы. Благословляйте всех на это.
О том, что в деревню ушел и жениться хочет, слова Апостола имеем: лучше жениться, чем разжизаться (1 Кор. 7, 9). Если преодолеет, лучше сделает; а если не надеется преодолеть, пусть женится.
В прежнем письме поминали вы о нескольких братьях, что открывают все вам. Это хорошее дело. Принимайте, и дело говорите им. Один из них, говорите вы, умную молитву творит похоже на то, как описывает Симеон Новый Богослов не настоящий образ молитвы. Что делать с такими, не умею сказать. Мне думается, что им можно говорить: главное стой в вере, что Господь Иисус Христос есть, и близ есть, все видит, что у тебя на душе. И се сею верою взывай к Нему. Воображения же, какие при сем бывают, не считать, что они истину выражают т.е., что и на деле все так есть на небе, как ты воображаешь. Ибо это никому неизвестно. Сами воображения пусть до времени остаются. Только не надо считать их, что они истинны.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
18 дек. 92 г.
– 219 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.