929.
/Новоначальным не сразу дается правило молитвы Иисусовой. Чего главным образом должно искать чрез упражнение в молитве. О разрешении на исповеди/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Долго я не отвечал вам. Виноват! А между тем у вас предлагались очень важные вопросы. Первый о молитве Иисусовой. Я думаю, что старцы хорошо делают, не налагая на новоначальных правило молитвы сей. Надо подождать, пока начавший дело потрудится в молитве церковной и домашней; и только внушить ему, чтоб молился всегда от сердца с памятованием о Вездесущем Боге, Коему молится, и с пониманием молитвенных слов, веруя, что Господь близ есть, внимает молитве его, и готов исполнить прошение его, если он как следует молится. Подолже подержать его в сем порядке. Потом, когда он привыкнет внимательно молиться сим образом, передать ему и правило молитвы Иисусовой.
В творении молитвы сей учить учащихся, чтоб не ограничивались заучением одних слов, а чтоб всегда при сем Господа имели пред умными очами своими, и к Нему обращая слова молитвы так держали себя, как держали бы себя, если б стояли пред Государем и просили его о чем либо. Да будет дух сокрушен и сердце сокрушено и смиренно.
Тот послушник, что писал на сердце молитву Иисусову, видно, всю силу молитвы полагал в словах.
– 215 –
Пусть навыкает ходить в присутствии Божием и всякое дело послушания совершает наилучшим образом, ведая, что Господь смотрит на него, и за хорошее исполнение послушания готовит ему награду, а за небрежное (лишь бы с рук долой), или ничего, или что-нибудь наказательное. Сим образом привыкнет он молиться умно и собранно.
То, чего должно искать молитвою, это есть водружение в сердце тихого, но теплого чувства к Богу неотходного; восторгов же и особенных движений не домогаться, а когда Бог пошлет особенные молитвенные чувства, благодарить за них, а не присвоять!!! себе, и не жалеть, когда отойдут, как бы о потере какой великой, а всегда от них смиренно нисходить к тихому чувству к Господу.
Второй о разрешении. Хорошо делаете, что сокрушающегося разрешаете прямо, не налагая епитимии; но говорите ему: брате, сохрани сей дух сокрушен и подновляй его, когда ослабевает. А тому, кто холодно исповедуется, тому, разрешив его, скажите: брате, позаботься стяжать и утвердить в себе дух сокрушен, а для сего клади по три земных поклона в церкви или дома, с молитвою: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно даруй мне Господи!
Благослови вас, Господи!
20 сент. 92 г.
– 216 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.