928.
/Дух жизни подвижников. Сребролюбие и любоимание. Об о. Иоанне Кронштадтском/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Премного провинился я пред вами. Прошу извинить, простить и разрешить мне грех сей.
Вы прописали свои подвиги от просыпания утреннего до заснутия ночного. Это обычная жизнь всех порядочных людей. Цена ее такой зависит не от того, что делается, а от того, в каком духе делается. Если сквозь все сии деяния проходит страх Божий, и исполняется при сем заповедь св. Павла:
– 213 –
плоти угодия не творить в похоти, то все в порядке, и еще порядочнее, если удовлетворение потребам творится с ворчанием, подражал тому старцу, который бранил тело, двигаясь ко сну.
О. N сребролюбец. Сребролюбец есть идолослужитель, а вы так легко произносите о себе такой суд. Если когда раздаете, не чувствуете жаления денег; то тут нет страсти сребролюбия, а есть только любоимание. Желание иметь деньги, чтоб были под руками на всякий случай свою потребу, или потребу ближнего. Хоть и в таком случае есть нитка, привязывающая, но она паутинная. Ничего неимение цель. И блаженны, сумевшие устроить быт свой по сему началу. Но требование сего начала так широко, что и сору чтоб не было в келлии. Как нам с вами быть? Там коверчик, там диванчик, там креслы, там стулья, все мягко, и глазу приятно. А сапожки, а чулочки, а рясочка, а подрясничек, и проч. и проч. Где же тут отщепенство от мира. Мир в объятиях наших, с целованиями и прижиманиями!! Я это с себя списываю. Денег лучше не накоплять, а так: одна рука берет, а другая отдает. Деньги пусть полежат до случая отдать. И довольно.
О. Иоанн Кронштадтский Божий человек. Молитва его к Богу доходна, по великой вере его. Господь да хранит его в смирении и преданности Его святой воле, и в самоотвержении. У него не одна книжка, а до 15, или более. Потрудитесь приобрести. Они все не велички, как та, которая есть у вас. Образ исповеди им ведомый, вероятно, держится с благословения Владыки Митрополита. Но о. Иоанн и частно исповедует, а то все те, которые не имеют
– 214 –
что особенное сказать или спросить. У него бывает народу не до 200, а 2000.
Это милость Божия!!
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот.
20 июл. 92 г.
– 215 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.