920.
/Наставление о духовничестве/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Благослови Господи ваше духовничество. Господь возложил на вас сие иго. Он и силу подаст к понесению его, и мудрость к действованию по нему целесообразно. Если всегда следовало вам в молитве пребывать: то тем паче теперь.
Души, которые будут приходить к вам на исповедь, Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, как Богом посланных, и заботьтесь исполнить то, зачем они посланы.
Посланы же они зачем бывают? За тем, чтоб вы уврачевали их, или вернее сообщили им Господне врачевство: ибо врач душ один Господь.
Медикаменты все в духе и сердце вашем. Господь будет приводить их в движение или изготовлять. Вместо рук, берущих и прилагающих врачевства у вас язык, или слова. Апостолов посылая на проповедь, Господь говорил: не пецытеся, како или что возглаголите (Матф. 10, 19). И к вам это приложимо. Предайте себя Господу и веруйте, что когда нужно будет особенно целительное слово, оно польется неудержимо и сложится самым целительным образом. Составьте сами себе молитву,
– 202 –
или несколько кратких молитовок, в коих выражались бы потребности настоящего вашего чина, и ими молитесь, почасту повторяя их.
Вы спрашиваете относительно отлучения от св. Причастия. Мне думается, что коль скоро исповедающийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать, не по поблажке, а из опасения, как бы от сего хуже не было. В первые времена причащались часто, и тогда отлучение длилось недели, месяцы, редко годы. А теперь причащаются большею частью один раз в год, и отлучение будет длительно. Где возьмет силы кающийся и ищущий исправления?! И будет отлучение предание его в когти врагу. Потому полагаю, что лучше ограничиваться наложением епитимии, только с осмотрительностью и применительно к делу. Опыт научит.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан.
P. S. Еще не было отослано это письмо, как получаю другое. Но в ответ на него прибавить нечего. Вы хорошо поступаете в том, в каком смысле принимаете приходящих, и как исповедуете и епитимии налагаете. Благослови Господи труды ваши. Молитесь много и усердно, чтоб Господь не оставлял вас внушением, как поступать с кающимися.
Спасайтесь!
4 апр. 91 г.
– 203 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.