919.
/О слове чадо и о кресте над разрешаемом. Целительные грязи/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с постом!
Даруй вам Господи провести его постнически и. духовно, в покаянии и сокрушении.
Мне не противно получать письма от вас и отвечать вам, только вопросы ваши не всегда мне под силу, потому что я не имел никакой практики, а вопросы ваши все практичные. Вот и в последнем письме спрашиваете о слове чадо при исповеди и о кресте над разрешаемым. Об этом надо спрашивать духовников старейших и благоговейных, которые много видели и слышали. Скажу однако же что думаю: надо действовать так, как показано в чине исповедания: ибо он написан для всех. Если впрочем слово чадо иной раз смущает, говорите: рабе Божий. Что касается до креста, то его не отложно следует полагать: ибо во имя и в силу его дается и действенно бывает разрешение.
Вы пишете: "работаю, как новоначальный с послушниками". Я не понимаю, в чем эта работа? Хорошим же или не одобрительным делом она может быть только от духа, с каким делается. На это и смотрите и соответственно с тем себя держите.
Когда видите, что вас чернят, принимайте то, как целительные грязи. Вы добре делаете, что не теряете
– 201 –
братского расположения к тем, которые прилагают к вам это врачевство.
Моя хворость почти прошла; осталось немножко головокружения, которое, тоже чаятельно, пройдет.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот.
26 февр. 91 г.
– 202 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.